logo
псих3

Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.

Существует много подходов к переодизации, как в зарубежной так и в отечественной психологии. Научно обоснованную переодизацию предложил Д.Б.Эльконин. Он считал, что психическое развитие нельзя рассматривать как развитие одной какой-либо стороны психологии, необходимо рассматривать психологическое развитие в целом, анализирую развитие психических процессов, личности, деятельности, взаимоотношений с окружающим миром. Его переодизация строиться с учетом анализа четырех важнейших компонентов:

  1. Социальная ситуация развития;

  2. Новообразование – тот уровень психического развития личности, деятельности, которые сформируются в ходе данного возрастного периода;

  3. Кризис данного возраста;

  4. Ведущая деятельность

Основные периоды возрастной переодизации:

- Период новорожденности –

- Младенчество (от 1 -2 месяцев до года) – ведущая деятельность – напосредственно-эмоциональное общение. Основные новообразования – формирование потребности в общении, эмоциональное отношение.

- Раннее детство (от 1года до 3 лет) – Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Основные новообразования – развитие речи и наглядно-действенного мышления.

- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – Ведущая деятельность – ролевая игра, стремление к общественно-значимой деятельности.

- Младший школьный возраст (от 7 до 10 – 11 лет) – основной вид деятельности – учебная деятельность. Основные новообразования – произвольность психических явлений, внутренний план действий.

- Подростковый период ( от 10-11 лет до 14-15 лет) – основной вид деятельности – интимно – личностное общение. Основные нообразования – самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам.

- Ранний юношеский возраст (от 14 – 15 лет до 17 – 18 лет) – ведущая деятельность – учебно-проффесиональная деятельность. Основные новообразования – формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.

Каждый период возрастного развития включает в себя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую (кроме периода новорожденности, который начинается сразу с кризиса).

Таком образом, для психического развития человека необходим процесс непрерывной смены деятельности. Для каждого возрастного периода выделяют ведущую деятельность и новообразования.