Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
Существует много подходов к переодизации, как в зарубежной так и в отечественной психологии. Научно обоснованную переодизацию предложил Д.Б.Эльконин. Он считал, что психическое развитие нельзя рассматривать как развитие одной какой-либо стороны психологии, необходимо рассматривать психологическое развитие в целом, анализирую развитие психических процессов, личности, деятельности, взаимоотношений с окружающим миром. Его переодизация строиться с учетом анализа четырех важнейших компонентов:
Социальная ситуация развития;
Новообразование – тот уровень психического развития личности, деятельности, которые сформируются в ходе данного возрастного периода;
Кризис данного возраста;
Ведущая деятельность
Основные периоды возрастной переодизации:
- Период новорожденности –
- Младенчество (от 1 -2 месяцев до года) – ведущая деятельность – напосредственно-эмоциональное общение. Основные новообразования – формирование потребности в общении, эмоциональное отношение.
- Раннее детство (от 1года до 3 лет) – Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Основные новообразования – развитие речи и наглядно-действенного мышления.
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – Ведущая деятельность – ролевая игра, стремление к общественно-значимой деятельности.
- Младший школьный возраст (от 7 до 10 – 11 лет) – основной вид деятельности – учебная деятельность. Основные новообразования – произвольность психических явлений, внутренний план действий.
- Подростковый период ( от 10-11 лет до 14-15 лет) – основной вид деятельности – интимно – личностное общение. Основные нообразования – самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам.
- Ранний юношеский возраст (от 14 – 15 лет до 17 – 18 лет) – ведущая деятельность – учебно-проффесиональная деятельность. Основные новообразования – формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.
Каждый период возрастного развития включает в себя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую (кроме периода новорожденности, который начинается сразу с кризиса).
Таком образом, для психического развития человека необходим процесс непрерывной смены деятельности. Для каждого возрастного периода выделяют ведущую деятельность и новообразования.
-
Содержание
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.