Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
Самосознание – это процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств.
Самосознание - это процесс развития, который не дается от рождения. По мере накопления жизненного опыта человек переосмысливает свою жизнь, переосмысление определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, с которыми он сталкивается на жизненном пути.
Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Именно такие мысли создают основу устойчивого личностного образования – «Я- концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Выделяют три основных компонента: когнитивный («образЯ» - характеризует содержание представлений человека о себе), эмоционально-оценочный (отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке) и поведенческий (определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки).
В раннем детстве происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» - т.е. он осознает себя как личность.
В дошкольном детстве продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я”, месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка проявляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои преживания, происходит и осознание себя во времени.
В младшем школьном возрасте на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель. Поэтому оценка успеваемости становиться оценкой личности и влияет на социальной статус ребенка.
В подростковом возрасте развитие самосознание, формирование идеала личности направленно на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии), в результате чего происходит формирование самооценки и определении своего места в обществе. Как правило, у младших подростков самооценка противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.
В юности происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Процесс становления самосознания очень сложен, и не у всех он проходит гладко и безболезненно.
Самооценка – это оценка личностью самого себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и не устойчивой. Это зависит от возраста, от индивидуальных особенностей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех. Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста.
Существует адекватная самооценка – соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. И неадекватной – когда самооценка не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).
Таким образом, уже в детстве самосознание и самооценка приобретают активную роль в развитии человека, влияя на все стороны его жизни, и тем самым на его собственное развитие.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.