logo
псих3

Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.

Обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось, а на зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, что бы шаг был сделан. Т.е. обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ребенку решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обуславливает обучение и воспитание, но и само обуславливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными называются - сензитивные периоды – это чувствительные, благоприятные периоды для психического развития, для овладения чем-либо.

Сензитивность зависит и от закономерностей органического созревания мозга, и от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств.