logo
псих3

Факторы, определяющие психическое развитие.

Непосредственными движущими силами психического развития ребенка являются противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми, возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности; между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми, между растущими требованиями к ребенку со стороны общества, и привычными формами его поведения.

Подобные противоречия разрешаются через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется, противоречие преодолевается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, одно противоречие сменяется другим, т.е. развитие продолжается.

Современные педагоги и психологи считают, что на психическое развитие оказывают влияние следующие факторы:

  1. биологические – они в свою очередь делятся на наследственные особенности и врожденные.

  2. среда – природная (которая не значительно влияет на развитие) и социальная (влияет значительно).

  3. воспитание и обучение

  4. активность самого ребенка.