Структура личности, ее направленность.
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (черт) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. проявление памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировкм и развития этих качеств.
Далее, уровнем личности является так же ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки (имеет социальный характер).
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мирровозрение, особенности характера, самооценки.
Структура личности по Фрейду, имеет три составляющие:
- «Оно» - это собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности;
- «Я» - сознание;
- «Сверх Я» - представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.
«Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности - направленность личности - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мирровозорения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Направленность состоит из компонентов:
А) Цель – то. К чему стремиться чловек, осознаваемый результат его деятельности. Бывает близкая и далекая, личная и общественная.
Б) Мотив – то, что побуждает человека к деятельности. Бывают осозноваемые и неосозноваемые, личными и общественными, близкими и далекими.
В) потребности,
Интересы, убеждения – определенный взгляд человека, Желания и намерения – это сиюминутные возникающие, часто сменяющие друг друга мотивационное состояние,
Идеал – образ которому стремиться человек подражать своим оведением.
Особенности направленности личности:
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности - нравственность ее повседневного поведения.
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов - целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.
Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия.
Итак поведение личности определяется ее направленностью Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.