logo
псих3

Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода развития в другой меняется и ведущая деятельность.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

  1. в возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватание.

  2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Ясам»).

  3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникает произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

  4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

  5. Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувств взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения.

Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека.