Движущие силы психического развития.
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Нельзя миновать ни один из этапов психического развития без ущерба для психического развития, личности в целом.
Основные движущие силы психического развития ребенка:
1. Появление противоречий между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. Это приводит к возникновению новых потребностей, появлению новых мотивов деятельности, перестройка деятельности, совершение перехода к новой стадии развития психической жизни ребенка, (например ребенок раннего возраста еще не владея речью пытается произносить слова, но окружающие не понимают его. Возникает противоречие между желанием ребенка что-то сказать, объяснить и неумением этого сделать. Данное противоречие разрешается через развитие речи ребенка).
Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность порождает новую, неудовлетворенная тормозит развитие.
2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности возрастного периода.
3. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития.
4. Все виды деятельности, которыми овладевает ребенок можно разделить на две группы:
- первая группа – это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов, норм отношений между людьми. Внутри данной группы ребенок осваивает навыки общения с окружающим миром и идет формирование мотивационно-познавательной сферы. К данной группе можно отнести следующие возрастные периоды: младенчество (ведущая деятельность – эмоциональное общение), дошкольный возраст (вед/дея-ть – игра) и подростковый возраст (вед/дея-ть – интимно-личностное общение)
- вторая группа – это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Ребенок усваивает способы действия с предметами окружающего мира, т.е. формируется операционно-техническая сфера. Данной группе можно отнести следующие возрастные периоды: раннее детство (вед/дея-ть – предметно-манипулятивная), младший школьный возраст (вед/Дея-ть – учебная) и старший школьный возраст (вед/дея-ть – учебно-профессиональная деятельность).
Эти типы деятельности сменяют друг друга
Таким образом, движущей силой развития и показателем его нормального протекания является удовлетворенность существующих у ребенка потребностей, рождение новой, появление условий для развития высших психических функций, переодическая смена ведущей деятельности ребенка.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.