Коммуникативная сторона общения.
Коммуникация – процесс двустроннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию (общее, разделяемое со всеми). Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась, что бы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная сторона общения – процесс двустороннего обмена информации, ведущей ко взаимному пониманию.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющий различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Существуют коммуникативные барьеры, возникающие в условиях человеческой коммуникации, они носят социальный и психологический характер.
В коммуникации выделяют процессы:
- аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемникам информации – отдельным людям, и ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора бывает двух типов: побудительная (приказ, совет, просьба – рассчитаны на стимуляцию и констатирующая).
Причинами плохой коммуникации могут быть:
- стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуации, проблем;
- «предвзятые отношения» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно
- плохие отношения между людьми – когда отношения человека враждебное, когда его трудно убедить в справедливости других взглядов.
- пренебрежение фактами – т.е. привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
- ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.д.
- неверный выбор стратегии и тактики общения – стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое – диалогическое; ролевой (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»)
-
Содержание
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.