Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности.
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуются его отношение к действительности. Условно их можно разделить на две группы, которые тесно между связаны, влияют друг на друга.
группа – черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности, например: коллективизм, эгоизм, чуткость и грубость, общительность, аккуратность, и безответственность и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
группа – волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами. Преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.
Особенности характера проявляются не только в действиях, поступках, отношениях, но формируются в них.
Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы
В психологии считается что некоторые черты характера особенно ярко выражаются.
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выраженность акцентуации может быть различна – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни.
Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Особенно часто акцентуации характера можно встретить в подростковом возрасте и у юношей.
Существуют различные типы акцентуации:
- гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, трудно переносит вынужденное одиночество.
- дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимистичность, тяготится шумным обществом. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.
- циклоидный – общительность циклически меняется.
- эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейщие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, часто печальное настроение.
- демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, ложь и т.д. легко забывает о своих неблаговидных поступках.
- возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость. Склонность к хамству или молчаливости, замедленность в беседе. Активно и часто конфликтует.
- застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах часто бывает активной стороной.
- педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей. Изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.
- тревожный (психастеничный) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу.
- экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
- интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, погружен в себя, о себе ни чего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержано холодно относится к людям, даже к близким.
- экстравертированный (комфорный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятельный, стремиться быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Таким образом, характер это свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, которые образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее собой единое целое.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.