Понятие о памяти. Виды памяти.
Память это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Все психические функции осуществляются с помощью памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения человек всегда запоминает их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или иных связей невозможно не запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Такие связи лежат в основе деятельности память и называются ассоциациями. Т.е. ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Существует несколько видов ассоциаций – по смежности (например последовательность действий); по сходству (образы предметов или явлений влечет за собой воспоминание о чем-либо сходным с ними); по контрасту (ассоциируются резко различные явления – шем и тишина и т.д.).
Все виды памяти делятся на три группы:
Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). В данной группе выделяют:
- Двигательная (моторная) память – позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия.
- Эмоциональная память – помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые испытываются в тех или иных ситуациях. Данная память имеет большое значение в формировании личности человека, является важнейщим условием его духовного развития.
- Словесно-логическая память (смысловая) – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.
- Образная память –данная память связана с органами чувств. Существует 5 видов образной памяти – слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Эти виды памяти развиты у человека неравномерно, один из видов всегда является преобладающим.
Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). В данной группе выделяют:
- Произвольная память – предпологает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этогосоответствующие приемы, производит волевое усилие.
- Непроизвольная память – не предполагает специальной цели запомнить, для запоминания не используются специальные приемы, волевые усилия.
Как долго сохраняется запомненное. Данные виды отличаются длительностью сохранения того, что запоминает человек. Здесь выделяют:
- Кратковременная память – имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут.
- Долговременная память– характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринимаемого материала.
- Оперативная память – запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнение операции.
Таким образом, все виды памяти необходимы и самоценны, в процессы жизни и взросления человека они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.