logo search
Л

Специфика художественно-творческой деятельности

Каждый вид профессиональной деятельности име­ет свои структурные особенности, связанные с режи­мом труда, направленностью труда, ролью индивиду­альных особенностей в его выполнении и социальным контролем за продуктом труда или стоящим за ним человеком.

Режим труда определяется либо природными ус­ловиями (труд крестьянина), либо условиями производ­ства, учреждения или другими внешними факторами и необходимостями. Режим творческого труда задается самим творцом.

Направленность труда во всех видах профессий имеет четкую и конкретную направленность и необхо­димость, отработанную в социуме. Творец должен сам определить свою направленность и необходимость.

Роль личностных особенностей в каждом виде про­фессиональной деятельности имеет акцентуацию на определенном качестве или группе качеств, необходи­мых для продуктивности деятельности. Они могут быть связаны с активационно-энергетическим блоком, эмоционально-регуляторным или информационно-интел­лектуальным блоком. В художественно-творческой де­ятельности все эти блоки имеют равную значимость.

Социальный контроль идет во всех видах деятельно­сти главным образом за продуктом. Никого не интересу­ет характер и интеллект поставщика товаров. Главное, чтобы был хороший продукт. По таким же критериям оцениваются и продукты творчества. Однако социальный контроль начинается за личностью художника, его жиз­нью и деятельностью только после того, как он создает нечто значительное. Это объясняется тем, что художе­ственное творчество как вид профессиональной деятельности имеет свои «ловушки» для своего осуществ­ления, по сравнению с другими видами деятельности и творчества.

Во-первых, по своей направленности и цели. Так, научно-техническое и оперативное творчество бази­руется на очевидной необходимости, а отсюда имеет достаточно определенный объект поиска и достиже­ния конкретной задачи, цели, легко проверяемой прак­тикой. Художественное творчество, направленное на

совершенствование духовного мира человека, не име­ет такой «очевидной» задачи.

Художнику требуется самостоятельный анализ духовных потребностей человека и выбор того содержания и формы подачи материала в каждом произве­дении, которые соответствуют конкретному времени и будущей необходимости в духовном развитии человека в стремительно меняющейся реальности под влияни­ем научно-технического прогресса.

Рождение идеи, замысла, выбора объекта изобра­жения — инициируются самим художником.

Во-вторых, продукт других видов творчества имеет конкретный и проверяемый результат. Произведения искусства, в том числе и все виды динамического, исполнительского творчества, конкретны лишь фор­мально. Результат их реального воздействия на умы и души людей трудно определить, поскольку в восприя­тие включается подсознание, роль которого очень ве­лика в формировании человеческой психики и может иметь «отсроченное воздействие» на нее. Достаточно вспомнить переоценку художественных произведений, «не принятых современниками» в силу укоренивших­ся традиций.

Такая неопределенность и целей, и значимости продукта требует индивидуального преодоления через подключение себя ко всеобщему, глубокой веры в свои способности познать и отразить необходимое для лю­дей «потребное будущее» в их духовном развитии.

В-третьих, индивидуальное творчество, не регла­ментированное временем и социальной поддержкой, как это бывает в других видах творчества, требует самоорганизации, нахождения индивидуального стиля деятельности, оптимальных условий для его пробуж­дения, в том числе путем выбора тем разной сложно­сти. Понимание себя, нахождение оптимальных усло­вий для пробуждения своего творческого потенциала приравнивается по значимости к врожденным задат­кам. Любое вмешательство в творческий процесс со сто­роны других людей вызывает «сопротивление навязан­ному стилю» и тормозит его.

Поэтому когда художник преодолевает все эти препятствия и в своих произведениях доносит до зри­теля новые мысли, своеобразное виденье реальности, проявляет высокий уровень исполнительского ма­стерства, все начинают интересоваться его биогра­фией, способом деятельности, его личностными ка­чествами.