9.1. Понятие волевой саморегуляции
Саморегуляция является свойством всех биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне в организме все физиологические процессы (обменные, температурные, дыхательные и др.). Саморегуляция проявляется в реакциях на определенные внешние и внутренние воздействия, автоматически вызывая определенную последовательность действий при возникновении потребностей или эмоциональных реакций на внешние ситуации.
Такая естественная, автоматизированная и не входящая в сознание саморегуляция пронизывает всю жизнь человека. Она формируется на основании врожденных механизмов протекания жизненных процессов в организме, инстинктивных и необходимых для сохранения жизни действий при возникновении потребностей или реакций на внешние стимулы.
Однако если потребности легко и просто удовлетворяются, не требуют никаких усилий, стандартны по своим действиям (захотел есть и взял со стола необходимый продукт), то для этого не нужна воля.
Воля нужна бывает там, где встречается какое-либо препятствие для удовлетворения потребности, которое необходимо преодолеть, приложив для этого физические, психические и интеллектуальные усилия. Например, необходимо найти способы добыть те же продукты питания в ситуации отсутствия денег или возможности приобрести их, требуется определенное усилия разума, направленное на поиск средств для этого, преодоление физических и психических препятствий.
То же самое касается и эмоциональных реакций, когда требуется, в силу тех или иных причин, преодолеть их естественное развитие, мешающее контакту с людьми, успешной работе, поиску действенного выхода из критической ситуации.
Особенно это касается процесса деятельности, требующей преодоления неумений, нежелания выполнять скучную работу, отвлекающих от нее факторов. В этом случае воля базируется не на формуле «Я хочу», а на принципах «надо» и «Я должен» и противостоит власти актуальных потребностей, сиюминутных желаний. В.А. Крутецкий пишет, что «истинно волевой человек — тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащим долгу побуждениями».
Таким образом, волевая саморегуляция связана с развитием особых способностей к преодолению внутренних и внешних препятствий и поиску способов для их формирования. При этом во всех случая главными объектами волевой регуляции являются действия, их стимуляция, остановка или переориентировка. Волевое действие не может быть стандартным. Оно всегда требует поиска и нахождения нового решения с учетом всех переменных в ситуации, в том числе собственного опыта. Английская пословица гласит: «Опыт не имеет своей школы, он учит каждого поодиночке».
Ведущая роль при этом отводится сознанию, разуму и высшим чувствам. Как писал И.М.Сеченов, «воля — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого».
По своей структуре формирование способности к волевой саморегуляции идентичны развитию творческих способностей и включают все фазы творческого процесса — постановку целей, нахождения способов ее осуществления и сам процесс реализации.
При этом надо помнить, что волевые усилия необходимы бывают до тех пор, пока не сформируются способности, потребности и навыки творческого подхода к любой форме деятельности, начиная с ее инициации и кончая исполнительной фазой, т. е. творческие способности не перейдут в самоорганизующуюся систему. Об этом свидетельствуют и биографии, и высказывания великих деятелей науки и искусства, для которых творческий поиск превращался в органическую потребность и не требовал специальных волевых усилий на всех фазах этого процесса.
Поэтому для человека, избравшего профессию творческого типа, особенно художественно, очень важно разобраться в структуре, механизмах и природе индивидуальных различий в формировании способности к волевой саморегуляции.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание