logo
Л

Аналитическое, смысловое виденье

Сущностно-смысловое виденье является особенно тонким и необходимым инструментом при создании художественных произведений, когда художнику уда­ется придать новый смысл хорошо знакомому предме­ту, явлению, действию.

Овладевая принципом глубинно-смыслового ана­лиза, художник расширяет свои возможности к легко­му виденью новых смыслов в объектах.

Смысл всегда имеют предметы, сделанные чело­веком, его поступки, действия, профессиональная деятельность и ее продукты. Смысл всегда отвечает на вопрос «для чего». На примере чайника для заварки посмотрим принцип смыслового анализа.

Смысл чайника для заварки как предмета ясен каждому. А вот когда исторически в нем появилась необходимость, что обязательно должно было предше­ствовать его появлению (огонь, посуда), когда и для чего был открыт чай как напиток, что подсказало создание всех его элементов: носика, ручки, крышки, а так же выбор материала для его изготовления? Как говорят ученые, смысловой анализ одного предмета раскроет историю человеческой мысли, сущности творческого процесса больше, чем теория и практика простого копирования реальности.

Помимо широты мышления, смысловое виденье ле­жит в основе развития способности к овладению логическими мыслительными операциями, которые явля­ются инструментами познания. Кроме того, раскрыва­ются перед мысленным взором все творческие опера­ции, в основе которых лежит контакт со средой и просматриваются варианты подсказок для решения проблемных задач.

Визуальный контакт с предметной средой, позна­ние человека, подводит к появлению особого, духовного контакта с людьми, будущими зрителями и чита­телями.

Развитие художественного восприятия совпадает с овладением всеми навыками познания реальности, поскольку само оно базируется на восприятии. Чтобы познать мир, мы должны увидеть его, понять и про­никнуть в природу и скрытую его сущность. Сочета­ние чувственного познания с интеллектуальным необ­ходимо для того, чтобы сделать невидимое видимым. Чувства, мысли, отношения, состояния сами по себе невидимы, и показать их можно только с опорой на интеллектуальный поиск скрытых сущностных явлений и передачи их в воспринимаемой форме.

Отсюда развитие художественного восприятия идет поэтапно, с включением мыслительных операций (анализа, синтеза, абстракции, обобщения), являющих­ся инструментом всех видов познания.

Тренировка не требует специальных упражнений, она должна проходить по возможности на всех заняти­ях, связанных с работой с натуры.

Семантический анализ объектов возможен только при овладении инструментом познания — всеми логи­ческими операциями — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые будут рассмотрены ниже.

Отработка познавательных мыслительных навыков через восприятие

Когда студентам было дано задание изобразить каждый из этих процессов, то большинство из них продемонстрировало простое непонимание этих мыс­лительных операций. Например, анализ изображали как простое деление на части.

Большую роль играет отработка основных мыслительных операций, являющихся инструментом познания, включением их в процесс формирования разных качеств восприятия. Очень важно, чтобы ученики знали принципы и функции каждой мыслительной операции. Анализ как мысленное разделение любого пред­мета на составляющие элементы первоначально дол­жен проходить по одному основанию: при освоении языка изобразительного искусства — через специфи­ку линий, форм, цветовых отношений, при развитии объемного восприятия — через обращение к органам чувств. После овладения приемами анализа можно приступать к более всестороннему и глубокому анали­зу как средству пробуждения творческой подсказки. «Глубина анализа» достигается тем, что в него вклю­чается, помимо одного основания для анализа, множе­ство других: назначение, происхождение, функции, ка­чества и свойства объекта (тонуть, гореть), возможные трансформации, использования с разным назначением. Синтез сначала происходит как отнесение его со­ставляющих к разным категориям, а затем может всту­пать как творческий процесс, как объединение с но­выми объектами или их частями.

Абстракция как вычленение некоторого качества, общего для всех предметов (цвет, форма) или группы предметов (мягкость, твердость), человеческих поступ­ков, качеств (мужество, доброта). Так, сопоставление абстрагированного качества — «твердость» — в камне, дереве, человеке, которое давалось как задание студен­там для нахождения способов изображения, показало яркие образцы индивидуальных находок (см. рис. 22).

Рис. 22. Твердость и мягкость

Обобщение как самостоятельное улавливание и открытие законов профессионального мастерства, при­роды, общества. Помогают развитию способности к обоб­щению через восприятие только направленная трени­ровка и четкая задача (поставленная педагогом или самим человеком). Существует два типа обобщения и умозаключения — индуктивное и дедуктивное. Индук­тивное обобщение идет от частного к общему и базиру­ется на виденьи повторяющихся связей между предме­тами и явлениями. Например, нестандартное задание вызывает больший творческий потенциал, чем стандар­тный. К такому выводу можно подвести учащихся срав­нением выполнения разных типов заданий.

Второй тип обобщения — дедуктивный, когда об­щие законы переносятся на частное. Например, «Человеческий мозг — творческий орган. Я, человек, сле­довательно мой мозг может работать творчески.»

Именно на контакте с действительностью, через вос­приятие ее и познание закономерностей в ней существу­ющих, формируется мировоззрение художника, проис­ходит открытие своей индивидуальности, возникают творческие проблемы, рождаются идеи и замыслы, кото­рые являются «продуктом» подготовительной фазы.

Наряду с перечисленными формами контакта с миром существуют операции, которые являются твор­ческими. Это преобразующее, синтетическое и образ­ное виденье, которые также требуют тренировки и развития.