logo
Л

4.3. Творчество как продукт

Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт.

Критерии творчества в изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.

Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов.

Отсюда основными продуктами творчества явля­ются:

Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Поэтому на каждом из них необходимо остановиться отдельно и более подробно рассмотреть их сущность.

Если проанализировать смысл открытий, сделан­ные человечеством, можно заметить, что почти все они связаны с установлением связи, взаимодействия, взаи­мозависимости явлений, отражающими их сущность. Открытие как продукт творчества касается некоторых скрытых от непосредственного наблюдения закономер­ностей. Например, взаимосвязь между появлением тем­ных облаков и дождем может увидеть каждый, а слия­ние водорода с кислородом в молекуле воды — продукт открытия ученых.

В изобразительном искусстве продуктом творческо­го открытия является установление связи конкретного со всеобщим. Таким «всеобщим» является близкое, понят­ное всем зрителям состояние объекта изображения, вы­зывающее множество ассоциаций о взаимодействии и взаимоотношениях между людьми. Например, картина «Башмак» Ван Гога, где изображен старый башмак, от­служивший свой век, вызывает аналогии с человеческой жизнью, отношением к ней в старости. Открытия таких связей между конкретным и всеобщим присутствуют практически во всех полотнах великих мастеров, не имеющих границ ни во времени, ни в пространстве.

Не менее важным является открытие связи между «невидимым и видимым» в произведениях искусства. Мы не можем видеть мысли, чувства, отношения меж­ду людьми, кроме как при помощи косвенных показа­телей мимики, жестов, веса тела, ритма движений, окружения и пр. Вместе с тем основное назначение ис­кусства именно в том, чтобы невидимое сделать види­мым, раскрыть глубинную сущность явлений через образную подачу.

Наиболее ярким примером тому служит «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, где поза, положение рук, мимика и сама пустыня передают всю гамму чувств героя перед распятием.

Таким открытием может быть и взаимоотношение цветовой гаммы для передачи настроений, и линейное построение для передачи сущности, и совмещение несовместимого. По существу, без открытия нового и репродукции банального и знакомого искусство теря­ет свою главную информационную функцию — образ­ного познания реальности.

Изобретение всегда связано с нахождением средств, помогающих совершенствованию способов адаптации к среде. К числу изобретений относятся все предметы, которые тиражируются для массового ис­пользования. Такими изобретениями являются орудия труда, облегчающие физическую и умственную рабо­ту, средства передвижения и коммуникации, средства, необходимые для самосохранения (сооружения жи­лищ, одежды и др.). Другим продуктом изобретений являются сами способы действий: организация учеб­ной и трудовой деятельности, нахождение способа решения проблемных задач, в том числе построения рисунка по законам академической грамоты. На фоне этих всеобщих законов, изобретенных кем-то и отра­ботанных в вековой практике, каждый художник сталкивается с необходимостью поиска способа передачи своих мыслей, чувств, отношений, которые, будучи новыми, не могут быть решены только старыми спо­собами.

В поиск средств включается весь язык изобрази­тельного искусства —линия, цвет, форма, композиция. При этом все должно просчитываться до миллиметров. Один из художников рассказывал, как во время вой­ны, в эвакуации, их попросили сделать копию с карти­ны С.А. Верещагина «Апофеоз войны». Холст оказался на несколько сантиметров выше необходимого разме­ра, и художники решили добавить на нем немного неба. Этих сантиметров оказалось достаточно, чтобы вместо апофеоза войны, задуманного автором, получилась «кучка черепов».

Создание конкретного продукта — всегда есть некоторая материализованная идея, например, создание холодильника является материализованной иде­ей прибора, способного хранить продукты в кварти­рах. Основным показателем реализации этой идеи является работа прибора, то есть выполняет он или нет задуманную функцию. И пока холодильник не выполняет своего предназначения, он не является «про­дуктом творчества», как и любой технический прибор. Такой же принцип, по большому счету, лежит в осно­ве создания произведения искусства. Показателем того, работает или нет продукт творчества, служит реакция зрителей, которую можно предугадать на ос­нове понимания потребностей зрителя, а также того, что ожидают они от художественного произведения.

Прежде всего зритель ориентирован на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это новое и неповторимое, созданное много веков назад и даже хорошо знакомое, неизменно вызывает восторг и эсте­тическое переживание. Зритель не терпит шаблона, повторения и плагиата. Подражание кому-нибудь или просто копирование природы вызывает у зрителя не­гативную реакцию.

Как уже говорилось выше, жесткая и безусловная зависимость от среды порождает потребность в инди­видуальной свободе самовыражения и независимости у каждого человека. И реализацию этой потребности может играть искусство, которое «вольно или неволь­но поощряет в человеке его ощущение индивидуально­сти, уникальности, отдельности», если художник пока­зывает это в своих произведениях. Каждый человек стремится быть неповторимой индивидуальностью и на Уровне подсознания требует это от художников, кото­рые свободно и смело должны отражать свои идеи.

Как и в технике, художественные произведения являются воплощением «материализованных идей», наличие которых и является гарантом их индивидуаль­ной неповторимости. Материализация идеи происходит только в том случае, когда художник представляет ее неожиданно и точно. Отступление от привычного стандарта, слом привычного представления являются всегда неожидан­ными. Например, выполняя первое задание на творче­ство «Дом — дерево — человек», два студента из потока выполнили его творчески. В одном случае была на­рисована голова плачущей женщины, на которой был помещен замок с экзотическими деревьями как неко­торая неосуществимая мечта. Во втором случае был нарисован земной шар, на котором сидел большой человек и сажал маленькое дерево.

Оба компонента — неожиданность и точность — являются основой привлечения внимания, с одной сто­роны, а с другой — выполняют коммуникативную фун­кцию, лежат в основе образного мышления, доступно­го для зрителя. Образное мышление всегда базируется на метафоричности, символичности, аллегоричности, соединении обобщенности и конкретности, мысли и чувства. Содержание обогащается формой.

Через творчество человек достигает своего бессмер­тия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисо­вал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат лю­дям в течение веков. Именно к этому стремится на нео­сознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем. Таким же бессмертным является любое дея­ние, направленное на сохранение жизни. Поэтому встре­чаясь с произведением искусства, человек ощущает свою сопричастность к вечности, к бесконечной силе челове­ческих возможностей, к сохранению жизни.

Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных:

Единицей отсчета индивидуального своеобразия является социально-типическое, которое формируется главным образом в процессе конкретной профессио­нальной деятельности. Социально-типическим для ху­дожника является его неповторимая индивидуальность.

Чтобы искусство выполняло свою главную функ­цию — помощи в совершенствовании духовного мира людей, художник должен сам стремиться к совершен­ству, начинать с формирования новообразований в себе, развивать в себе личностное качество креативно­сти, созидательности.

Для этого необходимо знать специфику продукта художественного творчества, которая заключается в равной вероятности его отрицательного и положитель­ного влияния.