4.3. Творчество как продукт
Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт.
Критерии творчества в изобразительном искусстве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художественного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личностных образований.
Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мыслительного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духовных объектов.
Отсюда основными продуктами творчества являются:
-
открытия на всех уровнях, от всеобщих закономерностей существования материи до открытия проявления всеобщего в конкретном;
-
изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия труда, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодействий между людьми, воздействий на них;
-
создание новой формы материи начиная с материалов, типа металлов, и кончая произведением искусства.
Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Поэтому на каждом из них необходимо остановиться отдельно и более подробно рассмотреть их сущность.
Если проанализировать смысл открытий, сделанные человечеством, можно заметить, что почти все они связаны с установлением связи, взаимодействия, взаимозависимости явлений, отражающими их сущность. Открытие как продукт творчества касается некоторых скрытых от непосредственного наблюдения закономерностей. Например, взаимосвязь между появлением темных облаков и дождем может увидеть каждый, а слияние водорода с кислородом в молекуле воды — продукт открытия ученых.
В изобразительном искусстве продуктом творческого открытия является установление связи конкретного со всеобщим. Таким «всеобщим» является близкое, понятное всем зрителям состояние объекта изображения, вызывающее множество ассоциаций о взаимодействии и взаимоотношениях между людьми. Например, картина «Башмак» Ван Гога, где изображен старый башмак, отслуживший свой век, вызывает аналогии с человеческой жизнью, отношением к ней в старости. Открытия таких связей между конкретным и всеобщим присутствуют практически во всех полотнах великих мастеров, не имеющих границ ни во времени, ни в пространстве.
Не менее важным является открытие связи между «невидимым и видимым» в произведениях искусства. Мы не можем видеть мысли, чувства, отношения между людьми, кроме как при помощи косвенных показателей мимики, жестов, веса тела, ритма движений, окружения и пр. Вместе с тем основное назначение искусства именно в том, чтобы невидимое сделать видимым, раскрыть глубинную сущность явлений через образную подачу.
Наиболее ярким примером тому служит «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, где поза, положение рук, мимика и сама пустыня передают всю гамму чувств героя перед распятием.
Таким открытием может быть и взаимоотношение цветовой гаммы для передачи настроений, и линейное построение для передачи сущности, и совмещение несовместимого. По существу, без открытия нового и репродукции банального и знакомого искусство теряет свою главную информационную функцию — образного познания реальности.
Изобретение всегда связано с нахождением средств, помогающих совершенствованию способов адаптации к среде. К числу изобретений относятся все предметы, которые тиражируются для массового использования. Такими изобретениями являются орудия труда, облегчающие физическую и умственную работу, средства передвижения и коммуникации, средства, необходимые для самосохранения (сооружения жилищ, одежды и др.). Другим продуктом изобретений являются сами способы действий: организация учебной и трудовой деятельности, нахождение способа решения проблемных задач, в том числе построения рисунка по законам академической грамоты. На фоне этих всеобщих законов, изобретенных кем-то и отработанных в вековой практике, каждый художник сталкивается с необходимостью поиска способа передачи своих мыслей, чувств, отношений, которые, будучи новыми, не могут быть решены только старыми способами.
В поиск средств включается весь язык изобразительного искусства —линия, цвет, форма, композиция. При этом все должно просчитываться до миллиметров. Один из художников рассказывал, как во время войны, в эвакуации, их попросили сделать копию с картины С.А. Верещагина «Апофеоз войны». Холст оказался на несколько сантиметров выше необходимого размера, и художники решили добавить на нем немного неба. Этих сантиметров оказалось достаточно, чтобы вместо апофеоза войны, задуманного автором, получилась «кучка черепов».
Создание конкретного продукта — всегда есть некоторая материализованная идея, например, создание холодильника является материализованной идеей прибора, способного хранить продукты в квартирах. Основным показателем реализации этой идеи является работа прибора, то есть выполняет он или нет задуманную функцию. И пока холодильник не выполняет своего предназначения, он не является «продуктом творчества», как и любой технический прибор. Такой же принцип, по большому счету, лежит в основе создания произведения искусства. Показателем того, работает или нет продукт творчества, служит реакция зрителей, которую можно предугадать на основе понимания потребностей зрителя, а также того, что ожидают они от художественного произведения.
Прежде всего зритель ориентирован на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это новое и неповторимое, созданное много веков назад и даже хорошо знакомое, неизменно вызывает восторг и эстетическое переживание. Зритель не терпит шаблона, повторения и плагиата. Подражание кому-нибудь или просто копирование природы вызывает у зрителя негативную реакцию.
Как уже говорилось выше, жесткая и безусловная зависимость от среды порождает потребность в индивидуальной свободе самовыражения и независимости у каждого человека. И реализацию этой потребности может играть искусство, которое «вольно или невольно поощряет в человеке его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности», если художник показывает это в своих произведениях. Каждый человек стремится быть неповторимой индивидуальностью и на Уровне подсознания требует это от художников, которые свободно и смело должны отражать свои идеи.
Как и в технике, художественные произведения являются воплощением «материализованных идей», наличие которых и является гарантом их индивидуальной неповторимости. Материализация идеи происходит только в том случае, когда художник представляет ее неожиданно и точно. Отступление от привычного стандарта, слом привычного представления являются всегда неожиданными. Например, выполняя первое задание на творчество «Дом — дерево — человек», два студента из потока выполнили его творчески. В одном случае была нарисована голова плачущей женщины, на которой был помещен замок с экзотическими деревьями как некоторая неосуществимая мечта. Во втором случае был нарисован земной шар, на котором сидел большой человек и сажал маленькое дерево.
Оба компонента — неожиданность и точность — являются основой привлечения внимания, с одной стороны, а с другой — выполняют коммуникативную функцию, лежат в основе образного мышления, доступного для зрителя. Образное мышление всегда базируется на метафоричности, символичности, аллегоричности, соединении обобщенности и конкретности, мысли и чувства. Содержание обогащается формой.
Через творчество человек достигает своего бессмертия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисовал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат людям в течение веков. Именно к этому стремится на неосознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем. Таким же бессмертным является любое деяние, направленное на сохранение жизни. Поэтому встречаясь с произведением искусства, человек ощущает свою сопричастность к вечности, к бесконечной силе человеческих возможностей, к сохранению жизни.
Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных:
-
отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных, позиций;
-
передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;
-
присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека — в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве).
Единицей отсчета индивидуального своеобразия является социально-типическое, которое формируется главным образом в процессе конкретной профессиональной деятельности. Социально-типическим для художника является его неповторимая индивидуальность.
Чтобы искусство выполняло свою главную функцию — помощи в совершенствовании духовного мира людей, художник должен сам стремиться к совершенству, начинать с формирования новообразований в себе, развивать в себе личностное качество креативности, созидательности.
Для этого необходимо знать специфику продукта художественного творчества, которая заключается в равной вероятности его отрицательного и положительного влияния.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание