Дополнительная литература:
-
Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Избранные труды.— М.: Наука, 1978.
-
Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии.—1987.—№2.
-
Волков Н.Н. Восприятие картины.— М.: Просвещение, 1976.
-
Дельгадо X. Мозг и сознание.— М.: Мир, 1971.
-
Ершов П.М. Потребности человека.— М.: Мысль, 1990.
-
Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии.— 1977.—№4.
-
Зарубежные исследования по психологии познания.— М., 1977.
-
Изобразительное искусство и черчение. Программы дисциплин предметной подготовки.— М.: Флинта: Наука, 2000.
-
Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 ч.— Дубна, 1997.
-
Лук АН. Психология творчества.— М., 1978.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.— М.: Педагогика, 1971.
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.— М.: Изд-во МГУ, 1973.
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.— М.: Изд-во МГУ, 1972.
-
Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способностей человека к художественному творчеству // Вопросы психологии.—1998.—№ 1.
-
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.— М.: Флинта, 1997.
-
Маслоу А. Психология бытия.— М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997.
-
Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.— М.: Просвещение, 1966.
-
Прибрам К. Языки мозга.— М.: Прогресс, 1975.
-
Психология и психоанализ характера: Хрестоматия.— Самара: Бахрах-М, 2002.
-
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.— М.: Просвещение, 1974.
-
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.— М -Прогресс, 1983.
-
Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии.-1992.-№1.
-
Тюрин П. Творческие типы. Тезисы конференции проблемы формирования и воспитания активности,— Рига, 1979.
-
Тэн И. Философия искусства.— М.: Изогиз, 1933.
-
Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование.— 2001.— № 1.
-
Шадриков В.Д. Способности человека.— М.; Воронеж, 1997.
-
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.— М.: Просвещение, 1974.
69. Шерозия А.Е. Психика сознание бессознательное.— Тбилиси, 1979.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание