logo
Л

Творческое восприятие

Творческим является такое восприятие, в котором автоматически происходит фиксация нового в объекте, ситуации, отношении между воспринимаемыми предметами. Формированию этого навыка способствует сочетание противоположных качеств в структуре са­мого восприятия, которые отчасти базируются на при­родных задатках, но развиваются главным образом в направленной деятельности.

Остановимся на этих сочетаниях, способствующих виденью нового.

Во-первых, сочетание виденья целого и деталей. В природе нет идентичных экземпляров одних и тех листьев, деревьев, лиц, фигур, расположений и соот­ношений между предметами. Они различаются в об­щих формах и деталях. Даже стандартные предметы, сделанные человеком, выглядят по-разному на разном фоне и сочетаниях (см. рис. 17).

Рис. 17. Взгляд с новой стороны

Увидеть то, что другие не видят» так подписал свой рисунок один из студентов.

Поэтому тренировка восприятия на виденье цело­го и деталей может помочь формированию творческо­го виденья. После такой тренировки оно становится объемно и целостно, т. е. объект воспринимается все­ми анализаторами и во всех связях и отношениях с окружающими объектами. В поле восприятия одновре­менно входят и общая форма, и детали самого объекта, и его связи с фоном. Новизна может быть зафиксиро­вана в каждом из компонентов.

Второе сочетание — одновременное восприятие и внешней формы, и внутренней сути вещей, когда само содержание объекта определяет характер его формы. Восприятие идет как бы изнутри во вне. Б.М. Теплов писал что, «в изобразительном искусстве задача изоб­ражения необходимо требует подлинного «вида» вещей, снятия той завесы с привычно-схематических пред­ставлений, которые заслоняют его от обычного житей­ского взора».

При изображении человека художник стремится передать духовное содержание предмета своего твор­чества во внешности. Когда художник стремится пе­редать только внешнее сходство, то изображение твор­ческим не бывает: получается внешняя ремесленная поделка.

Началом такого соединенного виденья может слу­жить «вхождение в объект», т. е. виденье себя в образе стула, шкафа, дерева, вазы. Именно такое вхождение, например, в то, что испытывает стул, когда на него са­дятся люди, какие картины жизни он видит, какое отношение к себе испытывает и т. п., пробуждают новое твор­ческое виденье объекта и придают ему образное начало.

Третье сочетание — виденье единичного и всеобще­го в одном объекте. В конкретном видеть общие законы жизни, а абстрактные понятия легко представлять и воплощать в конкретные формы. В изобразительном искусстве много примеров таких сочетаний, в которых общие законы жизни (Ярошенко, «Всюду жизнь»), спе­цифика социальных сословий («Завтрак аристократа» Федотова), грандиозные события войны («Фашист про­летел» Пластова) отражены в неожиданно и точно най­денных конкретных формах.

То же касается общих и абстрактных понятий («Ма­теринство», «Любовь», «Мужество» ), которые находи­ли воплощение в разных вариантах в разные эпохи.

Тренировка изображения конкретных понятий в абстрактной форме, а абстрактных понятий в конкрет­ной форме — одно из лучших упражнений для выра­ботки этого качества восприятия. Об этом свидетель­ствуют рисунки студентов, которые становились все более творческими в ходе «иллюстрации» психологи­ческих терминов и общих понятий.

Четвертое — виденье сочетания положительного и отрицательного, контрастов, противоречий в качествах и поступках людей, сложившихся взаимоотношений между разными слоями населения и т. п. Такое диалек­тическое единство существования «Ада и Рая» в жизни отдельного человека и общества настолько бесконечно вариативно, что может быть неиссякаемым источником творчества. Очень интересные контрасты подметили студенты в иллюстрировании законов жизни. Например, «стремление к сохранению и воспроизведению жизни» студентка изобразила двумя рисунками, разделенными дорогой. На левой части от дороги мать кормила ребен­ка, на правой — танки оставили после себя черные силуэты распластанных на земле людей.

Помимо сочетания качеств, в структуру творчес­кого восприятия входит преобразующее виденье, виденье по аналогии, виденье необходимостей и необхо­димого будущего.

Преобразующее виденье выражается в том, что в куске мрамора или в наросте на дереве скульптор «ви­дит» будущий образ, который он может из них создать. Живописец, воспринимая натуру, мысленно представ­ляет ее на полотне, преобразуя цвет, детали и компози­ционное ее построение. Такое мысленное экспери­ментирование идет с опорой на непосредственное восприятие или яркое представление будущей картины. Один из одаренных учеников школы начал рисо­вать картину на тему «Спортивные игры» с пятки бе­гущего человека. На вопрос удивленного практиканта, почему он так странно начинает рисовать, тот ответил: «А не все ли равно с чего начинать, я же хорошо вижу ее целиком». И действительно, нарисовал ее по всем законам академической грамоты.

Такое мысленное экспериментирование у учени­ков В.Т.Кудрявцев рассматривает как один из показателей детского творчества, а зарубежные исследовате­ли считают его обязательным компонентом всякого вида творчества, когда, например, строитель корабля видит в сосне будущую мачту, а ученый в сцепивших­ся обезьянках — формулу бензола.

Такое преобразующее видение очень хорошо тре­нируется в преобразовании шишек, сучков деревьев в зверушек, сказочных человечков и пр.

Виденье аналогий или ассоциативно-образное ви­денье, когда воспринимаемый объект вызывает в памя­ти другие образы, связанные с ним общими качествами. Это виденье помогает созданию образа, подобно тому, как характеризуют человека, сравнивая его с дубом, лисой, шакалом и пр. Очень любопытно проследить такую аналогию при заданиях типа просьбы нарисовать свой автопортрет, себя в прошлом, настоящем и буду­щем. Студенты находят при этом очень интересные аналогии — с водопадом, мотыльком, растением и даже со шкафом.

Умение видеть необходимое будущее является ос­новным показателем творческой инициативы. Это уме­ние строится на особом видении настоящего, всех не­удовлетворенных потребностей человека, противоречий, существующих в обществе, которые обостряются в пе­реходные периоды. В такие периоды люди испытывают особую необходимость в том, чтобы искусство помогало им разобраться в происходящем, восстановить утрачен­ную духовность, почувствовать силу человеческого ра­зума, дать перспективу для саморазвития, показать красоту и радость бытия и настоящие его ценности. Для этого очень важно понять, что нужно зрителю от конк­ретного вида искусства.

Обо всем этом прекрасно говорил А.Блок, творив­ший в аналогичную эпоху перемен.

Все перечисленные качества появляются в зави­симости от контакта со средой и индивидуальных осо­бенностей этого контакта.

Прежде всего это касается сочетания противопо­ложных качеств в контакте со средой. Такой контакт имеет две противоположные тенденции — зависимос­ти от среды («полезависимость») и независимости от среды («поленезависимость»).

Полезависимые люди воспринимают реальность такой, какая она есть, пытаются копировать ее точно и бездумно или адаптируются шаблонно к требованиям социальной среды. Особенно наглядно это проявляет­ся на педагогической практике. Например, студент на­рисовал на доске фигуру в движении, одна нога у ко­торой была больше другой. Большинство учащихся, которые копировали с доски фигуру в движении, сде­лали ту же ошибку.

Такая зависимость от стимула проявляется и в тестировании студентов. Когда им дается задание нарисовать дом, дерево и человека, то они выполняют задание в указанном порядке и без отдаленных признаков творчества у подавляющего большинства. Ког­да тех же студентов вынуждают характером задания (например, нарисовать «творческое восприятие») про­явить выдумку, они ее проявляют.

Это качество восприятия противопоказано твор­честву.

Независимость от среды считается хорошей пред­посылкой к творческому восприятию, которое проявля­ется в сопротивлении шаблону и индивидуальном виде­нии объекта. Однако это индивидуальное виденье часто сопровождается таким изображением реальности, что она перестает быть узнаваема, или мысль автора остает­ся непонятной зрителю. Такая поленезависимость про­является часто в потере «чувства зрителя», неумении взглянуть на работу его глазами. Очень часто, работая на заданную нестандартную тему, студенты показывали непонимание специфики восприятия на плоскости.

Поленезависимые сопротивляются навязанному стилю деятельности. Когда в одном из экспериментов студентам давался дважды тест на творчество — допол­нение элементов до полных фигур в разных вариантах. На первом задании проверялось спонтанное проявле­ние творчества. После его выполнения перечислялись все показатели творчества и испытуемых просили вы­полнить аналогичное задание на новом наборе элемен­тов с учетом показателей творчества.

Полезависимые довольно четко понимали и выпол­няли инструкцию, в то время как поленезависимые либо отказывались от работы, ссылаясь на «спутанность со­знания», либо находили способ игнорирования навязан­ного стиля и выдавали новый, оригинальный продукт.

Оптимальным и наиболее благоприятным для твор­ческого восприятия является сочетание зависимости и независимости от среды.

Это сочетание выражается в деятельном контакте со средой, при включении в общий инновационный процесс жизни.