logo
Л

Механизмы воображения

Воображение имеет свою главную резиденцию в стране детства. По мнению З. Навлянской, оно компен­сирует у детей недостаток знаний. Не имея возможно­сти понять природу явлений, ребенок строит фантас­тические предположения о причинах их по принципу мифологии, как это было у первобытных народов. Они охотно одушевляют все непонятное и верят в сказоч­ных героев, имеющих вполне доступный для их вооб­ражения облик.

З. Фрейд строит на детской потребности в фанта­зии и воображении очень своеобразную теорию твор­чества. Когда ребенок начинает ходить, то он встреча­ется с большим количеством запретов и в потреблении им количества сладостей, и самостоятельно топать по лужам, и пр. И тогда он начинает мечтать стать взрос­лым, когда все его желания будут исполняться. Когда же он взрослеет, то оказывается далеко не все его же­лания выполняются, и он снова начинает жить будущим. И эта привычка у человека сохраняется до тех пор, пока он не начинает жить прошлым. Некоторые люди уходят от несбывшихся мечтаний в болезнь, а другие — в твор­чество. В продуктах литературного творчества читатели также изживают свои детские грезы, когда в произве­дении появляется «непотопляемый» герой, который невредимым выходит из любых ситуаций.

Очищающая, катарсическая сила искусства заклю­чается в том, что человек постоянно, на уровне подсоз­нания, отождествляет себя в воображении с героями произведений. Т.к. каждое художественное произведе­ние есть конкретное отображение всеобщего, то у зри­теля, наблюдающего ту или иную картину, происходит присоединение ко всеобщему через восприятие и осоз­нание новых его сторон.