logo
Л

Ощущение и творчество

Все функции ощущений связаны с творчеством при Достаточном их развитии. Для художественного твор­чества наиболее существенной является высокая абсолютная и различительная чувствительность зрительного анализатора. Высокая чувствительность, как уже говорилось выше, способствует виденью нового в цве­товых оттенках, линейных деталях, во взаимодействии между объектами.

Такая тонкость в дифференцировке раздражите­лей должна сочетаться с обобщенным, целостным ощущением колорита, создаваемого набором цветовых пятен.

Для объемного виденья объектов, т. е. во всех каче­ствах, все анализаторные системы должны быть оди­наково высокоразвиты. Такое «ощупывание» предмета со всех сторон способствует нахождению новых оттен­ков и контрастов в объекте.

В структуру творческих способностей входит чув­ствительность к субсенсорным (подпороговым) раздра­жителям.

Развитая способность к субсенсорным раздражи­телям, умение передать все оттенки одного и того же цвета, микродвижений в положении головы, тела, рук, в выражении глаз и губ, являются главными в переда­че образа человека, создают то волшебство для зрителя в произведениях великих мастеров, которое делают их вечными. Известно, что искусство часто определяется этими нюансами.

Для этого полезно каждое качество, которое явля­ется общим и абстрактным, попытаться изобразить в разных объектах. Например, когда студентов худграфа попросили изобразить «твердость камня, дерева и человека», то это задание пробудило у них творчес­кий поиск и они дали необыкновенно оригинальные рисунки.

Кроме чувствительности к деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ, вызывающий новое ощущение.

Принцип работы анализаторов, в соединении с центральной переработкой в целостный образ, являет­ся моделью естественного, (неосознаваемого) психоло­гического творчества, которая может служить образ­цом для сознательного.

Чувство части и ощущение целого — также тре­буют тренировки. Лучше начинать с целого, которым «заведует» другой познавательный процесс—вос­приятие.