logo
Л

Тренировка преобразующего виденья

Изобразительное искусство всегда связано с пре­образованием реальности в новую форму. Как сказал П. Пикассо, все изобразительное искусство построено на лжи, передающей глубокую правду жизни.

Смысл преобразующего виденья заключается в том, что художник начинает в самом процессе восприятия преобразовывать объект в форму будущего произведе­ния. Например, в куске мрамора видеть будущую скуль­птуру, в помещении — обновленный дизайн, а в лице человека, натурной постановке или пейзаже — их буду­щее воплощение в изображении. При таком восприя­тии идет своеобразный отбор наиболее важного, суще­ственного, опережающего отражение и проигрывание вариантов изображения. Именно такое преобразующее виденье характерно для естественного, творческого восприятия детей.

Тренировка такого преобразующего виденья осо­бенно эффективно проходит в том случае, если перед учениками ставится задача представить один и тот же объект в разных изобразительных техниках, на разном фоне, в реалистическом, символическом, метафоричес­ком исполнении.

Такого же преобразующего виденья можно добить­ся при задании выразить уже существующую идею в новом варианте. Например, когда ученикам дали зада­ние по-новому представить картину А.А. Дейнеки «Они будут летчиками», каждый по-своему изобразил детскую мечту, а один нарисовал трех утят, следящих за полетом утки.

Это качество восприятия порождается умением са­мостоятельно видеть и ставить проблемы, темы, акту­альные для конкретной эпохи и человечества вообще, т. е. не с простой чувственной фиксации фактов, а с подключением мыслительного анализа.

Формирование способности к синтетичности восприятия

Умение видеть связь между предметами, не связан­ными очевидной связью, одно из наиболее фундаменталь­ных качеств творчества. Его называют «синтетичностью», «соединимостью» или «эвристичностыо», когда падение яблока позволяет И.Ньютону открыть закон всемирного тяготения, а черная ворона на белом снегу рождает у В.И.Сурикова идею картины «Боярыня Морозова».

Такая способность к синтезу лежит в основе об­разного начала, когда в конкретном изображении вос­принимается всеобщее, типическое, вызывающее мно­жество жизненных ассоциаций, например, в картине «Башмак» Ван Гога.

Тренируется такая способность на умении нахо­дить общее между предметами, входящими в натур­ную постановку, например, наиболее часто в качестве натюрморта ставится яблоко и кувшин. Общее и раз­личное между ними можно увидеть только выходя на самые общие категории, не связанные с чисто вне­шним сходством и различием. (Например, соперниче­ство продукта природы и предмета, сделанного рука­ми человека.)

Синтетическое виденье лежит в основе фантазии, созданиия городов будущего, выполнении заданий на соединение несоединимого и т. п.

Тренировка может происходить на всех типах за­нятий.

К числу творческих операций относится и образ­ное видение.