Тренировка преобразующего виденья
Изобразительное искусство всегда связано с преобразованием реальности в новую форму. Как сказал П. Пикассо, все изобразительное искусство построено на лжи, передающей глубокую правду жизни.
Смысл преобразующего виденья заключается в том, что художник начинает в самом процессе восприятия преобразовывать объект в форму будущего произведения. Например, в куске мрамора видеть будущую скульптуру, в помещении — обновленный дизайн, а в лице человека, натурной постановке или пейзаже — их будущее воплощение в изображении. При таком восприятии идет своеобразный отбор наиболее важного, существенного, опережающего отражение и проигрывание вариантов изображения. Именно такое преобразующее виденье характерно для естественного, творческого восприятия детей.
Тренировка такого преобразующего виденья особенно эффективно проходит в том случае, если перед учениками ставится задача представить один и тот же объект в разных изобразительных техниках, на разном фоне, в реалистическом, символическом, метафорическом исполнении.
Такого же преобразующего виденья можно добиться при задании выразить уже существующую идею в новом варианте. Например, когда ученикам дали задание по-новому представить картину А.А. Дейнеки «Они будут летчиками», каждый по-своему изобразил детскую мечту, а один нарисовал трех утят, следящих за полетом утки.
Это качество восприятия порождается умением самостоятельно видеть и ставить проблемы, темы, актуальные для конкретной эпохи и человечества вообще, т. е. не с простой чувственной фиксации фактов, а с подключением мыслительного анализа.
Формирование способности к синтетичности восприятия
Умение видеть связь между предметами, не связанными очевидной связью, одно из наиболее фундаментальных качеств творчества. Его называют «синтетичностью», «соединимостью» или «эвристичностыо», когда падение яблока позволяет И.Ньютону открыть закон всемирного тяготения, а черная ворона на белом снегу рождает у В.И.Сурикова идею картины «Боярыня Морозова».
Такая способность к синтезу лежит в основе образного начала, когда в конкретном изображении воспринимается всеобщее, типическое, вызывающее множество жизненных ассоциаций, например, в картине «Башмак» Ван Гога.
Тренируется такая способность на умении находить общее между предметами, входящими в натурную постановку, например, наиболее часто в качестве натюрморта ставится яблоко и кувшин. Общее и различное между ними можно увидеть только выходя на самые общие категории, не связанные с чисто внешним сходством и различием. (Например, соперничество продукта природы и предмета, сделанного руками человека.)
Синтетическое виденье лежит в основе фантазии, созданиия городов будущего, выполнении заданий на соединение несоединимого и т. п.
Тренировка может происходить на всех типах занятий.
К числу творческих операций относится и образное видение.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание