14.4. Декоративное искусство
Декоративное искусство (от лат. decoro — украшаю) включает в себя разные формы: монументально-декоративное, прикладное, оформительское искусство и дизайн как конструирование и проектирование новых форм предметной среды. Объектом творчества во всех случаях является создание красоты, совершенствование утилитарных качеств объектов и конструирование и моделирование новой их формы.
Если при выполнении всех предшествующих заданий ведущим при интеллектуальном настрое на творчество был анализ самой целевой установки, «для чего» предназначен конкретный вид изоискусства, то в декоративном искусстве ответ является единым — внесение во все сферы окружающей среды новых форм красоты, гармонии и совершенства в соответствии с запросами людей конкретной эпохи и времени.
Для этого, прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое красота, какова природа вызываемого ей эстетического чувства и на чем может строиться пробуждение творческого начала и создание новизны в самом древнем виде изобразительного искусства.
Известно, что красота затмевает смысл, поскольку она, вызывая положительные эмоции, делает ненужным рациональное планирование на преобразование, как это бывает при встрече с безобразным, вызывающим отрицательные эмоции. Красота самоценна, как сама жизнь. Если вернуться к законам жизни, то все, что в окружающей действительности способствует ее сохранению, воспроизведению, объединению и совершенствованию — воспринимается как прекрасное и сопровождается положительными переживаниями.
Как уже говорилось выше, процесс восприятия включает сопоставление заложенных в памяти моделей. Модели прекрасного формируются в мозгу человека двумя способами.
Одни из этих моделей генетически обусловлены, т. е. биологически значимы, заложены в программу созревания человека, как эталон для лучшей адаптации к среде и сохранению жизни, а другие — формируются в онтогенезе под влиянием жизненного опыта, обучения, воспитания и направленного развития.
Развитие чувства прекрасного происходит лучше всего в сравнении и сопоставлении сначала контрастном — прекрасного и безобразного, наподобии того, как строятся сказочные образы, а затем на более тонких особенностях в росписи, орнаменте, дизайне.
В педагогической практике очень часто внушают ученикам, что показанная им роспись на поделке очень красивая, и они принимают это на веру. Однако самостоятельно расписывая те же поделки, они либо полностью копируют увиденное, либо делают нечто далекое от понимания прекрасного.
После показа контрастов полезно проводить сравнение посредственного, стандартного с оригинальным и уникальным.
Неразвитый эстетический вкус проявляется в предпочтении резких цветовых и тоновых отношений. В декоративном искусстве это особенно важно, поскольку эти отношения меняются в зависимости от размера, формы, вида декоративного искусства. Один и тот же черный цвет в сочетании с красным и золотым производит разный эстетический эффект в зависимости от сочетания оттенков. Поэтому первый объект тренировки — тонкость дифференцировки, которая является основой дальнейшего творчества в области декоративного искусства.
Для развития тонкости дифференцировки очень полезно использовать в первую очередь все основные формы языка изобразительного искусства. И если при рисовании с натуры или по представлению нужно сначала учиться видеть различия между стеклянной, деревянной и оловянной линией, различия в оттенках, в форме и пространственном расположении, то в декоративном искусстве существует свой, условный язык, основанный на преобразовании и стилизации природных форм.
Специфика линий, цветовых отношений, форм, композиционных построений, стилизаций в каждом виде декоративного искусства должна дифференцироваться, чтобы вычленить изменяемые, преобразуемые, комбинируемые элементы для создания новой формы.
Красота неизбежно связана с целесообразностью, практической необходимостью и нестандартностью, элементом новизны. Поэтому в обучении данному виду изоискусства развитие творческого начала имеет особую значимость.
Во всех случаях на занятиях декоративным искусством объектом тренировки являются основные творческие операции — изменение, преобразование, создание новых форм за счет комбинаций старых. И во всех случаях эти операции направлены на совершенствование внешней формы.
Новым в искусстве является идея, содержание, которая порождает поиск новой формы.
Красота — это термин или понятие, обозначающее переживание человека при контакте его с окружающей действительностью. Психологически грамотнее было бы говорить не о красоте, а о переживании красоты. Подобные переживания возникают при восприятии или при элементарных ощущениях от внешнего мира. Возникает вопрос, чем же ощущение прекрасного в искусстве отличается от обычных восприятий или ощущений?
Прежде всего в том, что в восприятии произведения искусства на уровне сознания или подсознания включается оценка мастерства художника, который смог это придумать и сделать. Второе что важно — это ощущение прочности и долговечности созданной красоты; в природе же все мимолетно и изменчиво.
Кроме того, восприятия и ощущения базирующегося на процессе сравнения декоративности предмета или дизайна с существующей в памяти человека моделью этого предмета или декора. Переживание красоты возникает в том случае, если воспринимаемый объект совпадает или по каким-либо параметрам превосходит существующие в памяти модели прекрасного. В декоративном искусстве это может быть новое назначение объекта, например создание дизайна для комнаты, для развития творческих способностей через разные формы творчества (гео-, био-, социотворчества).
Декоративное искусство базируется на творческих операциях:
а) изменение. Анализ любого объекта — линии, веточки, растения и пр. с задачей того, что должно быть изменено в объекте, чтобы стать орнаментом, украшения конкретного предмета. Форма и ритм;
б) преобразования, которые необходимо сделать с веточкой или листочком, чтобы придать им декоративную форму. Линейное упрощение, цвет;
в) выбора сочетания, комбинации формы и цвета, которые вызывают приятные ощущения, могут украсить предмет;
г) определение формы и назначения предмета, построение декоративного рисунка.
Декоративное искусство, как и освоение языка изобразительного искусства, очень способствует овладению творческими операциями.
Занятие лепкой и скульптурой помогают формированию навыка «невидимое делать видимым», поскольку тело является тем «опознавательным» знаком, с которого начинается интуитивное понимание человеческой сущности. Кроме того, мышечный тонус, вес тела, центр тяжести, жесты и мимика являются первым и наиболее понятным языком общения и в жизни, и в изобразительном искусстве.
Все эти соотношения строения тела и характера имеют большое количество литературных источников, разобраться в которых необходимо каждому художнику, независимо от того, собирается он развивать творческие способности или нет.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание