Специфика художественно-творческого мышления
В структуру художественно-творческого мышления входят все функции и уровни мыслительной деятельности. Художник — это тот, кто мыслит и как ребенок, и как мудрец. Как ребенку, ему интересно открывать новое, еще неизвестное ему в мироздании, как мудрецу, — разобраться во всем происходившем, происходящем и предугадать будущее.
Художественное творчество начинается с мыслительного познания сущности происходящих социальных явлений, духа эпохи, актуальных и потенциальных потребностей зрителей, их ожиданий от конкретного вида искусства. Такое познание требует и наглядного, и абстрактно-логического мышления.
Абстрактное мышление — это способ познания скрытых от непосредственного восприятия отношений между предметами и людьми, причинно-следственных связей между социальными и природными явлениями, невидимых чувств и мыслей человека.
Например, никто не способен увидеть «дух эпохи», процессы, происходящие в обществе и внутренних состояниях большого количества людей, кроме как через косвенные, внешние показатели. Чтобы сделать это, необходимо овладеть навыками абстрактного мышления.
В структуру абстрактного мышления входит:
-
владение понятиями как содержательной единицей мышления;
-
владение мыслительными операциями как инструментами познания;
-
владение последовательностью мыслительных операций и действий.
Цель изобразительного искусства — сделать невидимое видимым, т. е. материализовать мысли, идеи, отношения, состояния, эмоции, значимости событий языком конкретного вида искусства — живописи, графики, скульптуры. Для этого необходим поиск средств для выражения задуманного, т. е. тех действий, расположения, компановки, которое входит в структуру оперативного мышления.
Наряду с абстрактными понятиями в поисковом процессе обязательно присутствуют зрительные представления-образы как конкретный продукт изобразительных действий.
Развитие таких навыков до уровня автоматизма является первой ступенью в формировании креативности. Только через глубинное познание реальности во всех ее проявлениях можно гарантировать такое же отражение ее в художественных произведениях — неожиданное и точное.
Формирование интеллектуальных навыков, как и формирование профессиональных начинается с овладения «языком» абстрактного мышления — понятиями. Понятия являются единицей мышления, от точности определения смысла каждой из которой зависит результативность мышления.
Все понятия, как правило, определяются словами. От частого повторения слова начинают употребляться «как стертые пятаки», в которых сохраняется общая форма, но стирается смысловая информация. Люди перестают вдумываться в их смысловое содержание.
Например, понятие «творчество», как показывает опрос, большинством студентов определяется как «свобода самовыражения». Отсюда и развитие творчества связывается ими с выполнением самостоятельно каких-либо заданий. Такая свобода самовыражения, как показывают опыты, ничего общего не имеет с творчеством. Подавляющее большинство работ носят самостоятельно и индивидуально воспроизведенный шаблон, как об этом говорилось выше.
Отсутствие привычки анализировать понятия иногда вызывает удивление. Особенно это бывает на занятиях со студентами при иллюстрации ими понятий на лекциях. Например, на просьбу нарисовать понятие «обучение» студентка нарисовала паровоз, идущий по рельсам. На вопрос, кто кого обучает — паровоз рельсы или они его, студентка сказала, что изобразила продукт обучения. Понятие «обучение» предстало здесь как скрытый результат скрытого действия, т. е. не выполнилась главная функция ИЗО — делать невидимое видимым в контексте взятого понятия.
Во всех случаях точность определения понятий — это путь к познанию сущности. Ученые полагают, что через определение понятий не только развивается мышление, но и происходит получение широких знаний.
Определить понятие — это отнести его к более широким, общим категориям. Определение понятий зависит от их содержания, т. е. того, что в них обобщается.
Понятия делятся на две общие категории — имеющие зрительную опору и нет. Зрительную опору имеют конкретные предметы и явления, а также относящиеся к ним общие понятия, объединяющие их по роду или функции (растения, мебель, искусство), которые могут быть зрительно легко представлены в разных конкретных вариантах. Действенные понятия (бег, обучение, строительство) также могут быть наглядно представлены.
Ко второй категории относятся абстрактные понятия (твердость, гладкость, мужество, героизм, свобода), которые характеризуют отдельные качества и свойства предметов, людей, социальных конструкций. К такому же типу относятся эмоции, чувства, мысли, психические процессы — восприятие, память, воображение и другие формы отражения реальности в мозгу человека — ощущения запаха, вкуса, боли. Такими же зрительно не воспринимаемыми являются научные названия предметов (химия, биология, история), а также все социальные термины (демократия, корпорация, культура).
Особую группу составляют понятия всеобщие (материя, пространство, движение, время), которые используются для определения других.
Поэтому умение анализировать понятия лучше всего тренируется на общих и абстрактных понятиях. Особенно это важно художникам, имеющим дело с передачей человеческих качеств, чувств, отношений, взаимодействий, т. е. необходимость сделать невидимое видимым.
Вся специфика изобразительного творчества базируется на умении видеть в конкретном всеобщее, а во всеобщем конкретное. Поэтому анализ понятий, вскрывающий многообразие сущностей конкретного предмета и умение общую сущность, идею воплотить в конкретном образе, требует умения делать то и другое.
Определение понятий тесно связано со смыслом.
Определение понятия — это форма мышления, направленная на обобщенное представление предметов, явлений, качеств, действий, состояний, в существенных признаках, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а вместе взятые — достаточны, чтобы отличить их от других.
Конкретные предметы, сделанные человеком и зрительно воспринимаемые, определяются по принципу функционального назначения.
Видовое понятие, например стол, относится к родовому — мебель. Пересматривая все функциональные назначения, выявить его специфические функции (для еды, питья, постановки предметов, письма) и затем выбрать те, которые не могут совершаться успешно без гладкой, твердой, плоской поверхности, например, письмо. Отсюда можно предположить, что такая поверхность понадобилась после того, как люди вышли из пещеры, где передача информации шла через наскальную живопись.
Такая историческая репродукция происхождения любого предмета, связанная с необходимостью его возникновения и совершенствования в контексте эволюционного процесса, формирует:
-
широту мышления как способность привлекать разные категории для понимания сущности конкретного объекта;
-
понимание назначения и сущности человеческого творчества, его взаимодействия в конкретном проявлении с остальными достижениями прогресса;
-
пробуждение понимания необходимости в изменении, преобразовании, создании новых форм для удовлетворения новых потребностей.
Конкретные предметы, созданные природой (дерево, камень), определяются по качественным характеристикам, отличающим одни предметы от других, и возможности его использования в практических целях.
При определении таких предметов ищутся такие характеристики, которые необходимы и достаточны для использования их в разных целях. Перечисление качеств того же дерева и использования его в созидательной практике человека, начиная от строительства и кончая ювелирными, декоративными поделками, толкает на виденье новых вариантов его использования. Например, в одном из вариантов творческого решения теста «дом, дерево, человек», студент изобразил густое дерево, которое закрывало скамейку, на которой спал бомж.
К таким же конкретным созданиям природы относятся все формы ни только растительного, но и животного мира. К числу них относится и человек, определением сущности которого и отличием от других высших животных занимаются и люди искусства, и ученые, и философы.
Определение человека и его качеств особенно важно для художественного творчества. Научиться анализировать понятие «человек» это значит научиться анализировать и самого человека.
Помимо внешних отличий, сущность человека определяется его потенциальными возможностями к разнообразным формам адаптации, познания, трудовой деятельности и созидания.
Поэтому при определении понятия «человек» важно вычленять наиболее общие потенциальные его возможности, которые являются «единицей отсчета» для определении каждого конкретного человека по уровню их развития.
Человеческие качества определяются при помощи абстрактных понятий. Они фиксируют отдельные качества, свойства, которые могут быть общими по отношению к разной категории предметов. Так, твердость камня, дерева, человека имеет свои особенности, но проявляется в сопротивляемости внешним воздействиям, а мягкость — в податливости внешним воздействиям. В этом случае качества, свойственные неживой природе, применяются образно по отношению к человеку.
Специфические человеческие качества, базирующиеся на эмоциональной, волевой сферах, лежат в основе образности при изображении неживых предметов.
Потенциальные возможности к адаптации доказаны всеми случаями воспитания детей в стае волков, оленей, когда дети подстраивались под их формы передвижения, общения, питания, что не может сделать ни одно другое высшее животное (Ладыгина-Котц) — приобрести прямую походку, речь, способность к произвольной деятельности.
Уникальность познавательной способности заключается в том, что человеческий разум способен познать строение атома и космоса. То же касается потенциальных возможностей овладения всеми видами деятельности и внесения в нее творческого начала.
Однако эти потенциальные возможности развития, заложенные в мозгу человека в процессе эволюции и накопленного опыта, корригируются индивидуальными условиями и опытом конкретного человека. В результате такой зависимости от конкретных условий развития люди регрессируют подчас до уровня амебы, реагирующей на одно биохимическое вещество. У человека таким «биохимическим веществом» становятся деньги, алкоголь, наркотики. Другие же достигают развития высших психических функций, делающих их способными включаться в любые виды деятельности и выполнять их творчески.
Интеллектуальные операции
В ходе определения понятий используются мыслительные операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами всех видов познания.
Анализ — это мысленное разложение объектов на составные части, которое заключается в отнесении их к разным категориям.
Оперативное мышление, направленное на мыслительный поиск средств, конкретных и нестандартных действий, для воплощения новой идеи требует:
-
анализа всех переменных (в структуре замысла, возможностей конкретного вида искусства, цели и назначения работы, включая потребности зрителя и законы восприятия);
-
выбора наиболее важного, существенного в построении целостной композиции и деталях, необходимого и достаточного для передачи задуманного;
-
на основании мыслительного анализа задачи продумать последовательность действий от общего к частному и затем к обобщению в целостную картину.
Мышление как познание
Развитие мышления как познавательного процесса проходит определенные стадии, которые связаны с формированием мыслительных операций.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание