logo
Л

Специфика художественно-творческого мышления

В структуру художественно-творческого мышления входят все функции и уровни мыслительной деятельно­сти. Художник — это тот, кто мыслит и как ребенок, и как мудрец. Как ребенку, ему интересно открывать новое, еще неизвестное ему в мироздании, как мудре­цу, — разобраться во всем происходившем, происходя­щем и предугадать будущее.

Художественное творчество начинается с мысли­тельного познания сущности происходящих социальных явлений, духа эпохи, актуальных и потенциальных по­требностей зрителей, их ожиданий от конкретного вида искусства. Такое познание требует и наглядного, и аб­страктно-логического мышления.

Абстрактное мышление — это способ познания скрытых от непосредственного восприятия отношений между предметами и людьми, причинно-следственных связей между социальными и природными явлениями, невидимых чувств и мыслей человека.

Например, никто не способен увидеть «дух эпохи», процессы, происходящие в обществе и внутренних со­стояниях большого количества людей, кроме как через косвенные, внешние показатели. Чтобы сделать это, необходимо овладеть навыками абстрактного мышления.

В структуру абстрактного мышления входит:

Цель изобразительного искусства — сделать неви­димое видимым, т. е. материализовать мысли, идеи, от­ношения, состояния, эмоции, значимости событий язы­ком конкретного вида искусства — живописи, графики, скульптуры. Для этого необходим поиск средств для выражения задуманного, т. е. тех действий, располо­жения, компановки, которое входит в структуру опера­тивного мышления.

Наряду с абстрактными понятиями в поисковом процессе обязательно присутствуют зрительные представления-образы как конкретный продукт изобрази­тельных действий.

Развитие таких навыков до уровня автоматизма является первой ступенью в формировании креативности. Только через глубинное познание реальности во всех ее проявлениях можно гарантировать такое же отражение ее в художественных произведениях — неожиданное и точное.

Формирование интеллектуальных навыков, как и формирование профессиональных начинается с овла­дения «языком» абстрактного мышления — понятиями. Понятия являются единицей мышления, от точно­сти определения смысла каждой из которой зависит результативность мышления.

Все понятия, как правило, определяются словами. От частого повторения слова начинают употребляться «как стертые пятаки», в которых сохраняется общая форма, но стирается смысловая информация. Люди перестают вдумываться в их смысловое содержание.

Например, понятие «творчество», как показывает опрос, большинством студентов определяется как «сво­бода самовыражения». Отсюда и развитие творчества связывается ими с выполнением самостоятельно каких-либо заданий. Такая свобода самовыражения, как пока­зывают опыты, ничего общего не имеет с творчеством. Подавляющее большинство работ носят самостоятель­но и индивидуально воспроизведенный шаблон, как об этом говорилось выше.

Отсутствие привычки анализировать понятия иног­да вызывает удивление. Особенно это бывает на заня­тиях со студентами при иллюстрации ими понятий на лекциях. Например, на просьбу нарисовать понятие «обучение» студентка нарисовала паровоз, идущий по рельсам. На вопрос, кто кого обучает — паровоз рельсы или они его, студентка сказала, что изобразила продукт обучения. Понятие «обучение» предстало здесь как скрытый результат скрытого действия, т. е. не выполни­лась главная функция ИЗО — делать невидимое види­мым в контексте взятого понятия.

Во всех случаях точность определения понятий — это путь к познанию сущности. Ученые полагают, что через определение понятий не только развивается мыш­ление, но и происходит получение широких знаний.

Определить понятие — это отнести его к более ши­роким, общим категориям. Определение понятий зави­сит от их содержания, т. е. того, что в них обобщается.

Понятия делятся на две общие категории — имею­щие зрительную опору и нет. Зрительную опору имеют конкретные предметы и явления, а также относящиеся к ним общие понятия, объединяющие их по роду или фун­кции (растения, мебель, искусство), которые могут быть зрительно легко представлены в разных конкретных ва­риантах. Действенные понятия (бег, обучение, строитель­ство) также могут быть наглядно представлены.

Ко второй категории относятся абстрактные поня­тия (твердость, гладкость, мужество, героизм, свобода), которые характеризуют отдельные качества и свойства предметов, людей, социальных конструкций. К такому же типу относятся эмоции, чувства, мысли, психичес­кие процессы — восприятие, память, воображение и другие формы отражения реальности в мозгу челове­ка — ощущения запаха, вкуса, боли. Такими же зритель­но не воспринимаемыми являются научные названия предметов (химия, биология, история), а также все со­циальные термины (демократия, корпорация, культура).

Особую группу составляют понятия всеобщие (ма­терия, пространство, движение, время), которые ис­пользуются для определения других.

Поэтому умение анализировать понятия лучше всего тренируется на общих и абстрактных понятиях. Особенно это важно художникам, имеющим дело с пе­редачей человеческих качеств, чувств, отношений, взаимодействий, т. е. необходимость сделать невиди­мое видимым.

Вся специфика изобразительного творчества бази­руется на умении видеть в конкретном всеобщее, а во всеобщем конкретное. Поэтому анализ понятий, вскры­вающий многообразие сущностей конкретного предме­та и умение общую сущность, идею воплотить в конк­ретном образе, требует умения делать то и другое.

Определение понятий тесно связано со смыслом.

Определение понятия — это форма мышления, направленная на обобщенное представление предме­тов, явлений, качеств, действий, состояний, в суще­ственных признаках, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а вместе взятые — достаточ­ны, чтобы отличить их от других.

Конкретные предметы, сделанные человеком и зрительно воспринимаемые, определяются по принци­пу функционального назначения.

Видовое понятие, например стол, относится к ро­довому — мебель. Пересматривая все функциональные назначения, выявить его специфические функции (для еды, питья, постановки предметов, письма) и затем выбрать те, которые не могут совершаться успешно без гладкой, твердой, плоской поверхности, например, письмо. Отсюда можно предположить, что такая повер­хность понадобилась после того, как люди вышли из пещеры, где передача информации шла через наскаль­ную живопись.

Такая историческая репродукция происхождения любого предмета, связанная с необходимостью его возникновения и совершенствования в контексте эво­люционного процесса, формирует:

Конкретные предметы, созданные природой (дере­во, камень), определяются по качественным характе­ристикам, отличающим одни предметы от других, и воз­можности его использования в практических целях.

При определении таких предметов ищутся такие характеристики, которые необходимы и достаточны для использования их в разных целях. Перечисление ка­честв того же дерева и использования его в созида­тельной практике человека, начиная от строительства и кончая ювелирными, декоративными поделками, тол­кает на виденье новых вариантов его использования. Например, в одном из вариантов творческого решения теста «дом, дерево, человек», студент изобразил густое дерево, которое закрывало скамейку, на которой спал бомж.

К таким же конкретным созданиям природы отно­сятся все формы ни только растительного, но и животного мира. К числу них относится и человек, определе­нием сущности которого и отличием от других высших животных занимаются и люди искусства, и ученые, и философы.

Определение человека и его качеств особенно важно для художественного творчества. Научиться анализировать понятие «человек» это значит научить­ся анализировать и самого человека.

Помимо внешних отличий, сущность человека оп­ределяется его потенциальными возможностями к раз­нообразным формам адаптации, познания, трудовой деятельности и созидания.

Поэтому при определении понятия «человек» важ­но вычленять наиболее общие потенциальные его воз­можности, которые являются «единицей отсчета» для определении каждого конкретного человека по уров­ню их развития.

Человеческие качества определяются при помощи абстрактных понятий. Они фиксируют отдельные ка­чества, свойства, которые могут быть общими по отно­шению к разной категории предметов. Так, твердость камня, дерева, человека имеет свои особенности, но проявляется в сопротивляемости внешним воздействи­ям, а мягкость — в податливости внешним воздействи­ям. В этом случае качества, свойственные неживой при­роде, применяются образно по отношению к человеку.

Специфические человеческие качества, базирую­щиеся на эмоциональной, волевой сферах, лежат в ос­нове образности при изображении неживых предметов.

Потенциальные возможности к адаптации доказа­ны всеми случаями воспитания детей в стае волков, оленей, когда дети подстраивались под их формы пе­редвижения, общения, питания, что не может сделать ни одно другое высшее животное (Ладыгина-Котц) — приобрести прямую походку, речь, способность к про­извольной деятельности.

Уникальность познавательной способности заклю­чается в том, что человеческий разум способен познать строение атома и космоса. То же касается потенциаль­ных возможностей овладения всеми видами деятель­ности и внесения в нее творческого начала.

Однако эти потенциальные возможности развития, заложенные в мозгу человека в процессе эволюции и накопленного опыта, корригируются индивидуальны­ми условиями и опытом конкретного человека. В ре­зультате такой зависимости от конкретных условий развития люди регрессируют подчас до уровня амебы, реагирующей на одно биохимическое вещество. У че­ловека таким «биохимическим веществом» становятся деньги, алкоголь, наркотики. Другие же достигают развития высших психических функций, делающих их способными включаться в любые виды деятельности и выполнять их творчески.

Интеллектуальные операции

В ходе определения понятий используются мысли­тельные операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами всех видов познания.

Анализ — это мысленное разложение объектов на составные части, которое заключается в отнесении их к разным категориям.

Оперативное мышление, направленное на мысли­тельный поиск средств, конкретных и нестандартных действий, для воплощения новой идеи требует:

Мышление как познание

Развитие мышления как познавательного процес­са проходит определенные стадии, которые связаны с формированием мыслительных операций.