Содержание
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА 2
Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления 2
Глава 2. Творчество как необходимость 7
Глава 3. Спонтанное проявление творчества 10
3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте 10
3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества 11
Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт 16
4.1. Виды деятельности и творчество 16
4.2. Творчество как процесс 18
4.3. Творчество как продукт 24
Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству 26
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА И ПРИРОДА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 28
Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях 28
6.1. Структура индивидуальности 29
6.2. Понятие способностей 30
Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей 33
7.1. Общие законы высшей нервной деятельности 33
7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках 34
7.3. Подвижность и динамичность нервной системы 39
7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии 40
Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства 41
8.1. Функции эмоций 42
8.2. Общие законы эмоций 42
8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере 45
8.4. Чувства и законы их развития 47
8.5. Формирование высших чувств 48
Глава 9. Волевая саморегуляция 53
9.1. Понятие волевой саморегуляции 53
9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования 53
8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции 56
Глава 10. Познавательные процессы 59
10.1. Формы художественно-творческого познания 59
10.2. Процесс ощущения 59
10.3. Восприятие 62
10.4. Память и творчество 67
10.5. Творческое воображение 74
10.6. Мышление и творчество 76
Глава 11. Социальные способности 82
11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций 82
11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала 84
РАЗДЕЛ III. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ 85
Глава 12. Развитие и его природа 86
12.1. Понятие развития и его законы 86
12.2. Формы развития 87
12.3. Главные объекты развития креативности 89
12.4. Условия развития творчества в процессе обучения 91
Глава 13. Развитие творческих умений по фазам 92
13.1. Первая, подготовительная фаза 92
13.2. Развитие художественного восприятия 97
13.3. Вторая, поисковая фаза 103
3.4. Исполнительная фаза 107
Развитие творческой работосоособности 110
Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий 111
14.1. Работа с натуры 113
14.2. Тематическое рисование 118
14.3. Иллюстрация литературных произведений 119
14.4. Декоративное искусство 120
Список рекомендуемой литературы 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 123
Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества 123
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание