Овладение языком изобразительного искусства
Отработка художественного восприятия начинается с овладения языком изобразительного искусства. Овладеть языком изобразительного искусства — это значит видеть мир глазами художника. При обучении такому виденью детей перед ними можно поставить любого ребенка и спросить, как смотрит на него учитель, портной, врач и как видит его художник. Язык изобразительного искусства — линия, форма, цвет, компановка деталей и композиция — это те же слова или символы, при помощи которых создаются образы и происходит общение со зрителем.
Язык линий — базируется на характеристики самих линий, их форме, способе их проведения, взаимоотношения, передаче фактуры материалов, характеров людей и эмоциональных состояний, очертания предметов разного характера.
Наиболее успешно овладение языком изобразительного искусства происходит тогда, когда «чувства» линии, цвета, формы, композиции тренируются на абстрактном материале. Как показали работы со студентами, такое чувство у них не формируется в процессе работы с целостными объектами. Когда им было дано задание изобразить тремя вертикальными линиями «семью» (папа, мама, ребенок), «учитель и ученики», «начальник и подчиненный», то большинство из них показали полное отсутствие такой способности.
В изобразительном искусстве характеристика линий должна стать объектом специального внимания и творческого поиска выразительности.
Для того чтобы сформировать способность видеть линейную фактуру разного рода объектов, необходимо упражнение на изображение линий, абстрагированных от конкретного предмета. Только в этом случае наиболее успешно может происходить анализ самой специфики линии, сформироваться «чувство языка» линий. Аналогичные упражнения можно делать и на компьютерной графике.
Упражнение 1. Направлено на передачу фактуры разных материалов через линии. Учеников просят провести стеклянную, деревянную, чугунную, шелковую, шерстяную, пуховую и др. линии. Как показывает практика, такое задание выполняется сначала единицами. Если же дать установку на усиление внимания на специфическую особенность линии каждого материального объекта, то сформируется автоматически способность к точности и тонкости восприятия фактуры линии в каждом предмете и успешное абстрагированное изображение их.
Именно эта триада — попытка самостоятельно передать фактуру линий, наблюдение и работа с конкретными объектами (желательно контрастными), а затем снова абстракция специфики линий — дает наиболее полное чувство фактуры линий.
Упражнение 2. Предание эмоциональных характеристик самой линии. Предварительно необходимо, чтобы сами учащиеся продумали, чем могут определяться характеристики линий — размером, толщиной, штриховкой, изгибом, положением — вертикальным, горизонтальным, наклоном в разные стороны — и какие эмоциональные ассоциации они вызывают. После этого дается задание на изображение «радостной», «доброй», «нежной», «неуверенной», «твердой», «наглой», «кокетливой», «равнодушной» линий.
Умение видеть образность самих линий, тренирует эмпатическое художественно-творческое восприятие.
Упражнение 3. Передача через линию разных эмоциональные состояний объектов изображения. Это умение необходимо для «одушевления» любых форм передачи реальности — начиная с натюрмортов и кончая изображением битв и катастроф. Каждое эмоциональное состояние имеет свой ритм и алгоритм по интенсивности, динамике и характеру протекания, которые легче всего прочувствовать через линейное изображение.
Прежде всего следует научиться передавать фундаментальные эмоциональные состояния человека — гнева, страха, неудовольствия, радости, — поскольку они имеют контрастную характеристику по своей природе и ритмы которых могут переноситься на любое изображения и способствовать пробуждению соответствующих состояний у зрителя. Особенно этим пользуются абстракционисты.
Учащимся необходимо напомнить, что все эмоции направлены на организацию движений, которые в разных эмоциональных состояниях имеют свою, неповторимую динамику и направленность. Например, агрессия и гнев всегда направлены на разрушение, уничтожение чего-то возмутительного, неправильного с позиции субъекта, а потому ритм их проявления связан с интенсивными, острыми, жесткими движениями, а следовательно и линейными их изображениями.
Страх проявляется в других ритмах, которые связаны с конкретными обстоятельствами, вызывающими его темнотой и неизвестностью, встречей с чудовищем, стихийным бедствием («Гибель Помпеи» К.Брю-лова) и пр. Однако во всех случаях состояние страха связано с первичной оценкой опасности, сопровождается внутренним поиском средств избежать ее, т. е. или затаиться и остаться незаметным, или бежать. Такой внутренний поиск всегда сопровождается активацией всех анализаторных систем, в первую очередь двигательной, что сопровождается дрожью мышц, готовностью к действию. Радость и горе — внутренние переживания, имеющие свою ритмическую экспрессию, зависящую от интенсивности переживания. Так, чувство удовольствия имеет более плавный ритм, по сравнению с бурным переживанием радости, ликованием. То же самое относится к переживанию грусти и отчаяния. В заключение можно попросить изобразить при помощи линий «Ад» и «Рай» на двух половинах листа.
Передать в линейной форме соответствующее состояние можно только включившись в него мысленно. Это тренирует связь эмоций с направленным движением. Как показывает практика Вальдорфской педагогики, через выполнение ритмических линейных движений рукой можно корригировать психические состояния.
Упражнение 4. Освоение изобразительной грамотой через линейные построения. Это касается освоения линии горизонта, построения перспективных планов и перспективных сокращений. На первоначальных стадиях освоения понятия горизонта полезно сопоставить особенности линий воздушной среды, а затем земной поверхности со всеми ее вариантами, передачей равнинной, водной среды, гористой, холмистой местности. Задача заключается в том, чтобы ученики могли почувствовать специфику взаимоотношения линий, создающих иллюзию движения (воды, колосьев хлеба, камыша), фактуры небесной глубины и земной поверхности.
На простых линиях разных размеров попросить изобразить ближние и дальние планы. Например, столбы, уходящие к горизонту, научить рисовать линии схода на простых примерах.
Язык форм. Освоение языка форм также необходимо начинать с анализа простых геометрических и пластических форм, абстрагированных от конкретики. Каждая из форм — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, — ассоциируются не только с «основой» бесконечного количества конкретных вещей, но и несут определенную эмоциональную нагрузку.
Достаточно провести простой эксперимент и спросить, какой фигурой можно обозначить доброту, покладистость, подвижность, мы увидим, что большинство
ответов связывают эти качества с кругом. С квадратом ассоциируются такие качества, как твердость, устойчивость, уверенность, а с треугольником — острота, переменчивость, целеустремленность.
На таком примере можно очень легко показать, как через форму передаются «латентные», т. е. меняющиеся свойства формы. Так, круг в любом положении останется кругом, квадрат же, если его поставить не на основание, не может держаться на одном из своих углов или под наклоном к поверхности. То же самое касается и треугольника, который приобретает устойчивость только на боковых поверхностях. Стоять на одном из своих углов он может только на рисунке, но не в реальности.
Для проникновение в специфику образного содержания формы с каждой из них можно проводить упражнения.
Упражнения 1 типа. Использование изменения положения или самой формы для передачи образа. Это задание творческого типа. Например, студент изобразил «рискованного» человека в виде квадрата, стоящего на одном из своих углов, а «оптимиста» — в виде треугольника, также стоящего на одном из углов, с обращенной вверх стороной.
Сюда же относятся изменения формы, которые «преобразуют» круг в эллипс и «добродушного лентяя», а прямоугольник с острыми углами, устремленными вправо — в «агрессора».
Упражнение 2 типа. Превращение однотипных форм — нескольких кругов, квадратов, треугольников в разные типы орнаментов, путем убирания разных частей. Это упражнение, взятое у П.Тюрина, показывает возможность преобразования с разных сторон простых форм в сложные.
Упражнение 3 типа. Передача образного начала форм в образах «круглого», «квадратного» и «треугольного» человека. Такое задание помогает понять и проникнуть в единство содержания и формы в искусстве, пробуждает творческое начало (см. рис. 20).
Рис. 20. Круглый, квадратный и треугольный человек
Язык цвета. Владение языком цвета проявляется в эмоционально образном его восприятии и мышлении цветом.
В психологии хорошо известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как психический, так и физиологический эффект. Это учитывается и в искусстве дизайна, и в эргономике при проектировании бытовых и производственных помещений.
Языку цвета человек учится у самой природы. Каждый цвет представлен в ней с разной частотой и «массой» и ассоциируется с определенными предметами и явлениями природы. Наибольшее пространство в природе занимают цвета неба (синий, голубой, серый), земной поверхности и растений (коричневый, зеленый). Такой цвет, как красный, имеет малую «поверхность» в природе и ассоциируется с цветами, кровью и редко с закатами солнца. То же относится к оранжевому, светло-желтому, фиолетовому и другим смешанным цветам, которые вкрапливаются в основную цветовую гамму природы.
По этому же принципу создается образ в искусстве, где общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе. Этот принцип взяли на вооружение дизайнеры.
Кроме того, каждый цвет имеет определенное эмоциональное воздействие, и человек выбирает себе предпочтительные для него цвета и отвергает нежелательные. На этом построен цветовой тест Люшера, в множественных исследованиях показавший свою диагностическую ценность для определения эмоциональной структуры и состояний людей.
На основании этого теста можно легко ввести учеников в понимание сущности связи эмоции с цветом.
Упражнение 1 типа
на цветовое предпочтение.
Испытуемым предоставляет набор цветов на специальных карточках (синий, зеленый, оранжево-красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый, каждый из которых имеет свой номер) и предлагается выбрать цвет, который нравится больше всего, и поставить его на первое место, на второе место — который нравится немного меньше и т. д. На 8 месте оказывается цвет, который вызвал наибольшую антипатию и отвержение.
Затем предлагается из них выбрать цвет для «верного друга», «предателя», «полководца», «клоуна», «дизайнера», «живописца» т. п. По тому, какие цвета — наиболее предпочтительны (1—2 место), как занимают промежуточное (3 — 4 ), какие нейтральное (5 — 6) или какие отвергаемы (7 — 8), становится ясным отношение к ним и понятиям, с которыми те или иные цвета ассоциируются у испытуемого. Все, за редким исключением, для друга выбирают цвет, стоящий в получившейся у каждого индивидуальной иерархии цветов на 1-2 месте, а для предателя — на 7 —8. На этом фоне легко определить и ту роль, которую собирается играть в жизни и деятельности человек — лидера (полководца) или яркой индивидуальности (клоуна). По этому же принципу можно определить даже профессиональное предпочтение вида искусства у художника. (На основании этого теста психиатры выявляют причину болезни пациентов.)
«Пропустив через себя» связь цвета с отношением к реальности, ученик имеет возможность определить себя и свою «палитру» в искусстве.
Упражнение 2 типа.
Создание цветовых образов сочетанием цветов
Выбрать тему, например, «праздник», «сказка», «радость», «грусть», «нежность», «одиночество», «любовь», «счастье», «гармония», «движение», «покой», «вдохновение», «творчество», «жизнь», и т. п.
При помощи цветовых пятен и их сочетаний изобразить свой «эмоциональный портрет», портрет друга, а также художника, бизнесмена, чиновника, политического деятеля и т. п.
Упражнения 3 типа.
Развитие цветового мышления
Мышление цветом особенно полно проявляется в Дизайне. Создавая искусственную среду проживания обитания, очень важно ориентироваться на сочетание по объему цветовой гаммы в природе, а также на действие разных по насыщенности и колориту цвета нервную систему и психику человека.
Создать цветовой дизайн для разного типа людей по особенностям их доминирующей эмоции — по принципу синтонности, коррекции, функционального назначения — рабочий кабинет, спальня, кухня.
Язык композиции — базируется на законах восприятия и непроизвольного внимания, которые помогают художнику передать свои мысли, чувства и новую информацию зрителю средствами изобразительного искусства.
Изображенные объекты взаимодействуют между собой — враждуют, дружат, противостоят друг другу и вместе с тем находятся в зависимости от композиционного центра, обусловленного авторским замыслом.
Композиционное мышление также лучше всего тренировать на абстрактном материале, чтобы овладеть главной его сутью.
Языком композиционного мышления является сопоставление и взаимодействие линий, форм, цветовых пятен по характерным для них параметрам, нахождение объединяющего центра, соответствующего замыслу, идее, цели, который может совпадать и не совпадать с оптическим центром, подчинение периферии, центру.
Построение линейных композиций необходимо начинать с использования простых параметров линий — длины и толщины их наклона.
Упражнение 1 типа.
Линейная передача отношений
Чувство линейного соотношения отрабатывается на таких заданиях, как «изображение семьи», «богатый и бедный», «учитель и ученики», «дед и внук», «лидер и его последователи» и т. п.
Опыт со студентами показал, что далеко не все обладают чувством линейного соотношения. Например, помимо того, что семью из трех человек — папу, маму и ребенка — почти все изображали одинаковыми не только по ширине, но и по размерам линиями. В одном случае ребенок был изображен волнистой линией. Как объяснила студентка — «он вырос с родителями, но остался вертлявым, как дитя». Понятное для восприятия зрителя изображение отца более высокой и плотной линией, матери — более низкой и тонкой, а ребенка — маленькой линией отвергалось некоторыми студентами по причине того, что «женщины иногда бывают толще мужей».
После разбора с семейными отношениями другие композиционные решения строились более грамотно, поскольку соблюдался основной закон изобразительной деятельности — каждое изображение является конкретным преломлением всеобщего и именно это всеобщее является основой общения художника и зрителя.
Упражнения 2 типа.
Использование геометрических фигур для составления композиции на определенную тему
Каждая из тем должна быть направлена на освоение разных законов композиционного построения в зависимости от содержания цели. Например, выбор смыслового центра для показа структуры социальных отношений «Спор начальников». Для этого необходимо выбрать главные фигуры и показать подчиненность им со стороны других фигур по принципу «табеля о рангах».
Построение из геометрических фигур «Городского пейзажа» позволит освоить принцип показа перспективы, а «Интерьер из геометрических фигур» — сочетание и гармонический подбор форм.
Упражнения 3 типа.
Цветовое решение в композиционном построении
Цветовое решение в композиции играет роль при выделении смыслового центра (наряду со светом) и подчеркивании контрастов, при построении ближних и дальних планов, при объединении всех составляющих композиции единым колоритом.
Выделение композиционного центра должно сочетаться со смысловым его содержанием. Например, для показа «неординарного» явления или человека можно использовать многоцветное пятно на однотонном фоне и наоборот, однотонное пятно на пестром фоне. Для подчеркивания контрастов, «единства и борьбы противоположностей», можно использовать противоположные тона цветового спектра, ориентируясь на эмоциональное звучание каждого цвета.
Построение цветовых планов лучше всего делать вокруг линии горизонта, используя разные цветовые гаммы земли и неба.
Через чередование цветовых пятен и контрастов можно «иллюстрировать» содержание сказки — начало, борьбу добра и зла, кульминацию событий, развязку.
Соблюдение всех законов композиции является проявлением сформированности профессионального навыка. Творческий поиск же начинается с рождения новой идеи, желания передать зрителю нечто новое, заставить его задуматься над какими-то явлениями жизни и т. п. Для этого необходимо искать композицию, которая несла бы новую информацию и пробуждала бы соответствующие мысли и чувства зрителя.
После тренировки на абстрактном материале всех возможностей, заложенных в разных компонентах языка изобразительного искусства, легче дается тренировка художественного восприятия, виденья и предвиденья в работе с конкретным материалом и учебными заданиями.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание