logo
Л

Процесс хранения информации

Хранение информации идет в зависимости от ха­рактера запечатления.

Механическое, непроизвольное, первичное запечатление, характерное для детей и первобытных наро­дов, приводит к формированию устойчивых и конкрет­ных форм хранения. Например, первобытные народы могут прослушать и точно воспроизвести текст на не­знакомом им языке. Как уже говорилось выше, такое же точное хранение информации можно проследить в состоянии гипноза, при прямом раздражении мозга во время операции.

Своеобразно хранятся в памяти автоматизмы действий, последовательность их протекания. Как уже говорилось выше, автоматизированные навыки касаются не только движений, но и мыслительных и творческих операций. Основным показателем уров­ня развития интеллектуальных и творческих операций является скорость и свернутость их протекания, когда новая задача решается так же быстро, как и хорошо знакомая. Именно эти способы действия, как и инстинктивные движения, хранятся в памяти, по­скольку базируются на естественных задатках мозга к интеллектуальной и творческой деятельности. По­этому, в отличие от формирования других двигатель­ных навыков, которые требуют постоянной трениров­ки и повторений, интеллектуальные и творческие навыки могут сформироваться как «открытие в себе» этой способности, в ходе выполнения какой-либо де­ятельности. Затем эта способность переносится на другие виды деятельности.

Как говорилось выше, исследования А. Роу показа­ли, что общим в биографиях великих творцов было толь­ко «приобщение к радости самостоятельного открытия и творчества в подростковом возрасте». В памяти хра­нятся знания, которые легко и просто воспроизводятся в сознании, например, знания языка, окружающей об­становки, профессиональные знания, качеств и свойств предметов и т. п. Для хранения в памяти знаний очень важную роль играет их внешняя или внутренняя необ­ходимость или востребованность.

Случайные впечатления, незначимая информация, материал, прошедший через сознание, подвергаются своеобразной перестройке во время хранения его в памяти. Происходит забывание всего мелкого, несуще­ственного, а сохраненный в памяти материал обобща­ется, подводится под типическое и всеобщее. Об этом красноречиво говорят опыты. Испытуемому показыва­ют картину и просят запомнить, что на ней изображе­но, чтобы затем передать ее содержание словами вто­рому, второй должен третьему и т. д. Такая передача услышанной информации от испытуемого к испытуе­мому показывает всю динамику искажения и замеще­ния в памяти одних деталей на другие. Убирается все случайное, не типическое и замещается типичным и обычным.

О том же свидетельствуют опыт, проведенный О. Никифоровой. После похода со студентами за город она попросила описать эту прогулку каждого. Затем перепечатала тексты и через полтора года вновь по­просила описать ту же прогулку. Второе описание было уже стандартным, подражательным, обобщенным и лишенным индивидуальности.

Знания и описание мало значимых событий отли­чаются от воспоминаний о событиях жизни, впечатле­ниях, полученных в путешествиях и т. п., которые не имеют практической значимости и не могут повторить­ся. Они, как правило, связаны с переживаниями поло­жительных или отрицательных эмоций и вытесняются в подсознание. Чем больший объем индивидуальных и самых разнообразных впечатлений хранится в подсоз­нании, тем больший материал может быть включен в творческий процесс.

В подсознании, работа которого наглядно просмат­ривается во сне, происходит постоянный творческий процесс с хранящимся в памяти материалом, его пе­рестройка, комбинация, соединение несоединимого.

Такая работа направлена на своеобразное «доучива­ние», приобретение жизненного опыта. В подсознании происходит уравнивание по силе запечатленных раз­дражителей, что позволяет «ломать» сложившиеся в сознании стереотипы и делать вероятностное прогно­зирование.

Именно в подсознании часто происходит решение проблем, делаются открытия, рождаются замыслы, которые выходят в сознание в виде внезапного «озаре­ния», «инсайта», порождающего вдохновение. Поэто­му одним из показателей творчества является «бли­зость подсознания».

Работа подсознания, однако, задается сознанием. И если сознание хаотично, разболтанно, не имеет на­правленности на решение проблем, то так же работает подсознание. Для того чтобы подсознание помогало творчеству, необходимо ставить перед ним четкие воп­росы и задачи. Тогда оно включается в направленный поиск и выдает в сознание готовые решения, резуль­таты внутреннего поиска.

Таким образом, не только запечатление, запомина­ние является творческим процессом, но и процесс хранения его в памяти.