logo
Л

Глава 11. Социальные способности

Социологические теории творчества полагают, что ведущими в развитии творческого потенциала являют­ся внешние условия. И. Тен говорит об интеграции трех сил — раса, среда, исторический момент. Среда имеет такое же значение для художника, как и почва для ра­стения, раса влияет на искусство изнутри. Совмещение этих сил, их общим вектором, является переживаемый народом «исторический момент», который и является главным стимулом к художественному творчеству.

Помимо макросреды, в формировании креативнос­ти участвуют микровлияния социальной среды, которые подавляют или стимулируют развитие творческого на­чала, о чем свидетельствует множество исследований.

Однако в структуру креативности входят так назы­ваемые «социальные способности», в которых совме­щаются у художника контакты со средой, вхождение в ее проблемы с яркой индивидуальностью и независи­мостью.

В современном социуме при бурном развитии вто­рого витка рыночных отношений появился термин «ры­ночный характер».

Ученые считают, что при рыночных отношениях главным является не только талант человека, а и то, как он может «подать» себя. «Личностный рынок» касается всех профессий, в том числе и художественных. «Успех зависит от того, насколько хорошо чело­век умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он бодр, крепок, энергичен, надежен, воспринимает других». Такое умение взаи­модействовать является особой способностью, которую необходимо развивать, как и остальные компоненты креативности.

Чтобы сформировать ее, необходимо остановиться на факторах, которые тормозят или стимулируют твор­чество, и уметь использовать их.