12.2. Формы развития
Развитие бывает разных видов — естественное, инструментальное и индивидуальное. Они различаются главным образом по своему происхождению, уровню осознанности и необходимости. Объект развития — формирование качеств, необходимых для жизни в определенной среде, усвоение ее норм, адаптация к ее требованиям.
Прежде всего развитие проявляется в естественном созревании. В каждом возрасте созревают органы, необходимые для формирования тех или иных двигательных, психических, интеллектуальных, творческих навыков. Развитие идет «изнутри», согласно заложенной программе, когда каждый возрастной период чувствителен к формированию двигательных навыков, психических качеств, интеллектуальных и социальных способностей. Ребенок испытывает инстинктивную потребность в определенных видах и формах познания предметного мира, развития всех познавательных процессов в индивидуальных и коллективных играх, постижения моральных норм через сказки и фильмы.
Потребность в обучении появляется после стадии игровой формы развития. В начальной школе по тем или иным причинам пропустившие фазу игрового развития дети просто не хотят учиться, не могут усваивать навыки, предпочитая свободное развитие. Календарный возраст может не совпадать с психическим развитием, который определяется и опосредуется «культурным уровнем» конкретной социальной среды.
Созревание определяет лишь те возрастные периоды, в которые этот опыт может быть усвоен наиболее оптимально. Эти периоды называют «сензитивными». В такие сензитивные периоды идет формирование и развитие двигательных навыков, психических процессов, регуляторных механизмов, личностных образований.
Инструментальное развитие предполагает овладение навыками использования инструментов в широком смысле слова, изобретенных человечеством для разных целей. Например, чтение, письмо, рисование, пользование разными сложными приборами и машиной требуют специального обучения или показа.
Обучают, как правило, действиям, последовательности действий до формирования автоматизированного навыка: бытового или профессионального. Через профессиональное обучение идет приобщение к накопленному опыту, открытым закономерностям, отработанным приемам и инвариантным стандартам. Обучение основам изобразительного мастерства является базисом в художественно-творческой деятельности. Оно нормативно и аксиоматично, и на основании обучаемости и обученности судят о наличии специальных способностей к конкретному виду художественной деятельности. Обучаемость определяется скоростью и точностью усвоения навыков, обученность же — способностью к переносу полученных навыков на любые задания аналогичного типа, например графических.
Как показывают работы студентов, у многих из них из них отсутствует автоматизм выполнения тестовых графических заданий на профессиональном уровне.
Как полагают ученые, такое отсутствие обученности профессиональным навыкам — первый показатель отсутствия творческости, креативности. Потребность в научении и совершенстве характерна для высокотворческих людей. Обучение разным видам деятельности способствует формированию обобщенных способов действий, лежащих в основе творческости. Поэтому креативы инстинктивно стремятся к овладению новыми навыками. Количество навыков, которыми владеет человек, является первым индикатором развитости, широты «вспаханного поля» для творчества.
Индивидуальное развитие инициируется самим субъектом на неосознаваемом и осознанном уровне. Оно происходит на непроизвольном уровне, когда одна и та же информация, требование соблюдения социальных норм, усваивается по-разному, в зависимости от способностей и возможностей адаптироваться к ним. Индивидуальное развитие детерминируется также специальными способностями к какой-либо деятельности и потребностью в ней.
В большинстве же случаев потребность в саморазвитии появляется при необходимости адаптироваться к требованиям среды. И если средовые условия, в том числе педагогические, не требуют от человека творчества, то оно и не будет развиваться. В условиях капитализма, когда на рынок выходит индивидуальность, необходимость проявления инициативы и поиск способов адаптироваться к среде требует творчества.
Продуктом развития являются «невидимые» системные новообразования в мозгу человека, о наличии которых свидетельствуют только «видимые» продукты деятельности.
Эти новообразования возникают сначала во взаимодействии со средой в виде энграмм, отражающих внешний мир, а затем они начинают взаимодействовать между собой, порождая новые конструкты, новые модели мира, предваряющие реализацию их во вне. Именно за счет соединения появляются в мозгу новообразования не только в виде конкретных образов, типа кентавров и сирен, но и проводящих путей между анализаторными системами. Однако большинство людей реализуют свои потенциальные возможности не более чем на одну десятую часть.
Подавляющее большинство людей развивается до уровня, необходимого для индивидуальной адаптации к среде, овладения бытовыми и профессиональными навыками, не требующими ни особого интеллекта, ни творчества, выполняя социальный заказ на стандартную продукцию.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание