7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
Индивидуальные различия в работе активационного блока, важные для креативности, проявляются:
-
в способах адаптации к среде;
-
в скорости и прочности образования стереотипов и стандартов;
-
во взаимодействии двух полушарий мозга.
Сила или слабость процесса возбуждения прежде всего определяют и проявляются в характере адаптации к среде.
А.Ф. Лазурский классифицировал людей по уровню «нервно-психической энергии», которая, в отличие от физиологической, проявляется в доминировании потребности в интеллектуальной деятельности и определяет стиль адаптации к среде и уровень зависимости от нее.
-
Низший уровень психической энергии порождает склонность к пассивному приспособлению к среде, принятию всех ее норм и условий, преобладание потребительных тенденций, адаптацию к стандартам, присоединение к чужим мнениям и расхожим идеям. Люди с таким уровнем психической энергии предпочитают труд, не требующий умственного напряжения и формирования сложных навыков.
-
Средний уровень порождает активное приспособление к среде и стремление к утверждению своего «я» в социуме в любых вариантах. Это может быть стремление к руководящей должности, к лидерству, написанию научных трудов и созданию нестандартных форм самовыражения в искусстве.
-
Высший энергетический уровень делает человека независимым от среды. Своим творчеством и деяниями он создает свою, новую среду, дает новое направление в науке, литературе и искусстве (см. рис. 10-12).
Рис. 10.а. Уровни психической энергии
Вот как изобразил студенты одной буквой «Я» уровни энергии человека: а) высокий уровень; б) средний уровень; в) низкий уровень;
Рис. 10.6. Уровни психической энергии
Изображение психической энергии в виде пьедестала почета. Пассивная адаптация к среде низкий уровень
Рис. 11.а. Энергетическая сфера
Юмористическое изображение уровней психической энергии.
Рис. 11.б. Энергетическая сфера
Изображение энергетического уровня с помощью портрета
Рис. 12. Энергетическая сфера мастера
Изображение уровней психической энергии в виде разной направленности творчества.
П. Тюрин выделил три типа художников по уровню проявления у них творчества в зависимости от преобладания адаптивного или творческого начала.
-
Низший уровень — стимульно-репродуктивный, когда художник ориентирован на подражание модному течению или реальности. Он создает произведения, подражая другим художникам, следуя заученным приемам, при значительной вовлеченности в ремесленно-исполнительную часть деятельности, более сосредоточен на натуралистической передаче реальности. Либо исходя из понимания творчества как о своеобразной новизне изобразительных форм (цвета, линий, фактуры, ритма и пр.) он строит произведение вне связи с конкретно-изобразительным содержанием, а живопись рассматривает как иллюстрирование объектов бытия, интересных с позиции художника.
-
Эвристический уровень — средний, когда в своих произведениях художник сам никому не подражает, но и ему никто не подражает. Ориентировка на индивидуальную оригинальность и явное стремление к обособлению в творчестве от проблем, выходящих за рамки эстетических задач, отчетливое стремление к передаче своих переживаний в конкретной, а не условной форме, создание образов, в которых находит отражение преимущественно чувственная сторона их личности (Врубель).
-
Креативный, высший уровень творческого продукта — опора на проблемы настоящего, чувство времени, эпохи с ориентировкой на «потребное будущее», чувство зрителя. Их работы ориентированы не на внешнюю привлекательность, а на целостный эстетический образ, построенный на глубоком проникновении в реальность, в том числе в собственные переживания, которые вызывают в художнике эстетическое чувство. Эти художники являются родоначальниками новых направлений в искусстве, имеющих свою общую идею, которая вызывает потребность в подражании и дает возможность для индивидуальных видений. Например, импрессионизм, символизм, абстракционизм.
В этой классификации важными источниками индивидуальных различий являются также адаптация к среде и независимость от нее.
Помимо адаптации к среде, энергетические особенности определяют динамику работоспособности, учет которой необходим в выработке индивидуального стиля деятельности. Многие ученые полагают, что гениальность заключается в умении организовать свою творческую деятельность с опорой на индивидуальность.
Сила нервной системы определяется индивидуально-различной способностью выдерживать длительное или интенсивное возбуждение без перехода в тормозное состояние, т. е. в соблюдении закона силы, описанного выше. Показателем слабости является нарушение закона силы, когда человек, подобно ребенку, одинаково интенсивно реагирует на разные по силе и значимости раздражители, или сильные раздражители вызывают у него состояние ступора, обездвиженности, спутанности сознания.
Сила нервной системы, согласно концепции Б.М. Теплова, разработанной В.Д. Небылицыным, определяется спецификой контакта со средой — порогом чувствительности и реактивности. Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения, а реактивность — интенсивностью реакции, степенью ее генерализации, распространению по разным участкам мозга.
В экспериментах установлено, что порог возникновения реакции и предел работоспособности находятся в константной зависимости: чем при более слабых раздражителях возникает реакция и чем интенсивнее расходуется при этом энергия, тем скорее наступает предел работоспособности, вступает в силу охранительное торможение. И наоборот, чем ниже порог чувствительности, т. е. реакция возникает при более сильных раздражителях, тем длительнее работоспособность и выносливость к интенсивным раздражителям. На этом принципе строятся методы определения силы нервной системы.
Отсюда человек, практически бессознательно, испытывает потребность в разных по силе раздражителях. Одним достаточно мелких, житейских событий, которые вызывают у них сильное возбуждение и «чувство жизни», другие же испытывают потребность в сильных раздражителях, которые способны пробудить в них активность, интенсивное психическое напряжение. Такая потребность в активности лучше всего удовлетворяется в творческой деятельности, в постановке сложнейших задач, решение которых требует длительного поиска неизвестного в неизвестном. Ярким примером тому служат периодическая система элементов, открытая Д.Менделеевым, полувековая работа над толковым словарем В.И.Даля, поиски раскрытия сущности религии и миссии Христа А.А.Ивановым. Другие художники в этом же случае предпочитают работы этюдного типа. При наличии таланта, как показывает практика, творчество пробуждают разные по сложности стимулы.
Чтобы выяснить особенности воздействия того или иного стимула на творческий процесс, проводились специальные эксперименты, в которых варьировались по силе и необходимости побудители к творчеству. Тест состоял из четырех заданий.
Первое задание могло быть выполнено формально и творчески (испытуемых просили нарисовать шесть чашек), второе — провоцировало на творчество (стандартный тест на творчество — дополнение шести элементов до осмысленных фигур и подписи под ними), третьим было дополнение аналогичных элементов, но после объяснения принципов творческого их решения (выход за пределы элементов, разнообразие объектов изображения и оригинальность подписи). Четвертое задание требовало только творческого решения и было достаточно сложным (изобразить графически 6 положительных человеческих качеств и подписать их).
Проведенные эксперименты на большой выборке испытуемых разных профессий и возрастов (свыше 500 человек) показали, что для каждого испытуемого существует свой «порог пробуждения» творческого начала. Анализ результатов показал, что у одних творчество пробуждалось только на самом простом задании, когда они рисовали разные по форме чашки и даже придавали им смысловое или образное начало (чашка «мама», вокруг которой толпились чашечки-«дети», одни из которых «подражали» «маме», другие — валялись на боку, переворачивались вверх дном и пр.). Остальные задания выполнялись ими стандартно. Творческий процесс возникал при легкой провокации или после подсказки. А у третьих — только на самом сложном задании. Первые три задания не вызывали у них вдохновения — выполнялись небрежно, а творческая активность включалась только на нестандартных, сложных заданиях.
Нечто аналогичное наблюдается и в работе со студентами ХГФ, когда разные по сложности задания пробуждают творчество в разной степени при выполнении указанного теста.
То же явление можно наблюдать и учебном процессе в школе. Например, ученики, которые учатся очень плохо по разным предметам, при обследовании по тестам на интеллект проявляют не только высокие способности для их решения, но и потребность в такой деятельности. Они просят взять их снова на обследование и дать возможность решать все более сложные задания.
Однако наиболее интересными были данные тех немногочисленных испытуемых, которые одинаково творчески выполняли все типы заданий. Для них было характерно автоматическое включение творчества, которое выше описывалось как показатель креативности. Они также успешно решали тесты на интеллект и другие задания, связанные с познавательной активностью и способностью к ней. Это заставляет полагать, что нестандартное сочетание высокой чувствительности и реактивности с потребностью и способностью к напряженной интеллектуальной деятельности является наиболее благоприятным нейрофизиологическим задатком для спонтанного формирования креативности.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание