logo
Л

7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках

Индивидуальные различия в работе активационного блока, важные для креативности, проявляются:

Сила или слабость процесса возбуждения прежде всего определяют и проявляются в характере адапта­ции к среде.

А.Ф. Лазурский классифицировал людей по уров­ню «нервно-психической энергии», которая, в отличие от физиологической, проявляется в доминировании потребности в интеллектуальной деятельности и опре­деляет стиль адаптации к среде и уровень зависимос­ти от нее.

Рис. 10.а. Уровни психической энергии

Вот как изобразил студенты одной буквой «Я» уровни энергии человека: а) высокий уровень; б) средний уровень; в) низкий уровень;

Рис. 10.6. Уровни психической энергии

Изображение психической энергии в виде пьедестала почета. Пассивная адаптация к среде низкий уровень

Рис. 11.а. Энергетическая сфера

Юмористическое изображение уровней психической энергии.

Рис. 11.б. Энергетическая сфера

Изображение энергетического уровня с помощью портрета

Рис. 12. Энергетическая сфера мастера

Изображение уровней психической энергии в виде разной направленности творчества.

П. Тюрин выделил три типа художников по уров­ню проявления у них творчества в зависимости от преобладания адаптивного или творческого начала.

В этой классификации важными источниками ин­дивидуальных различий являются также адаптация к среде и независимость от нее.

Помимо адаптации к среде, энергетические особен­ности определяют динамику работоспособности, учет которой необходим в выработке индивидуального стиля деятельности. Многие ученые полагают, что гениаль­ность заключается в умении организовать свою твор­ческую деятельность с опорой на индивидуальность.

Сила нервной системы определяется индивидуаль­но-различной способностью выдерживать длительное или интенсивное возбуждение без перехода в тормоз­ное состояние, т. е. в соблюдении закона силы, описан­ного выше. Показателем слабости является нарушение закона силы, когда человек, подобно ребенку, одинако­во интенсивно реагирует на разные по силе и значи­мости раздражители, или сильные раздражители вы­зывают у него состояние ступора, обездвиженности, спутанности сознания.

Сила нервной системы, согласно концепции Б.М. Теплова, разработанной В.Д. Небылицыным, определяется спецификой контакта со средой — порогом чувствительности и реактивности. Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения, а реактивность — интенсивностью реакции, степенью ее генерализации, распространению по разным участкам мозга.

В экспериментах установлено, что порог возникно­вения реакции и предел работоспособности находятся в константной зависимости: чем при более слабых раздра­жителях возникает реакция и чем интенсивнее расходу­ется при этом энергия, тем скорее наступает предел работоспособности, вступает в силу охранительное тор­можение. И наоборот, чем ниже порог чувствительности, т. е. реакция возникает при более сильных раздражите­лях, тем длительнее работоспособность и выносливость к интенсивным раздражителям. На этом принципе стро­ятся методы определения силы нервной системы.

Отсюда человек, практически бессознательно, ис­пытывает потребность в разных по силе раздражите­лях. Одним достаточно мелких, житейских событий, которые вызывают у них сильное возбуждение и «чув­ство жизни», другие же испытывают потребность в сильных раздражителях, которые способны пробудить в них активность, интенсивное психическое напряже­ние. Такая потребность в активности лучше всего удовлетворяется в творческой деятельности, в постановке сложнейших задач, решение которых требует длитель­ного поиска неизвестного в неизвестном. Ярким приме­ром тому служат периодическая система элементов, открытая Д.Менделеевым, полувековая работа над тол­ковым словарем В.И.Даля, поиски раскрытия сущности религии и миссии Христа А.А.Ивановым. Другие худож­ники в этом же случае предпочитают работы этюдного типа. При наличии таланта, как показывает практика, творчество пробуждают разные по сложности стимулы.

Чтобы выяснить особенности воздействия того или иного стимула на творческий процесс, проводились специальные эксперименты, в которых варьировались по силе и необходимости побудители к творчеству. Тест состоял из четырех заданий.

Первое задание могло быть выполнено формально и творчески (испытуемых просили нарисовать шесть чашек), второе — провоцировало на творчество (стан­дартный тест на творчество — дополнение шести эле­ментов до осмысленных фигур и подписи под ними), третьим было дополнение аналогичных элементов, но после объяснения принципов творческого их решения (выход за пределы элементов, разнообразие объектов изображения и оригинальность подписи). Четвертое задание требовало только творческого решения и было достаточно сложным (изобразить графически 6 поло­жительных человеческих качеств и подписать их).

Проведенные эксперименты на большой выборке испытуемых разных профессий и возрастов (свыше 500 человек) показали, что для каждого испытуемого суще­ствует свой «порог пробуждения» творческого начала. Анализ результатов показал, что у одних творчество пробуждалось только на самом простом задании, когда они рисовали разные по форме чашки и даже прида­вали им смысловое или образное начало (чашка «мама», вокруг которой толпились чашечки-«дети», одни из ко­торых «подражали» «маме», другие — валялись на боку, переворачивались вверх дном и пр.). Остальные задания выполнялись ими стандартно. Творческий процесс возникал при легкой провокации или после подсказки. А у третьих — только на самом сложном задании. Первые три задания не вызывали у них вдох­новения — выполнялись небрежно, а творческая активность включалась только на нестандартных, сложных заданиях.

Нечто аналогичное наблюдается и в работе со сту­дентами ХГФ, когда разные по сложности задания пробуждают творчество в разной степени при выпол­нении указанного теста.

То же явление можно наблюдать и учебном процес­се в школе. Например, ученики, которые учатся очень плохо по разным предметам, при обследовании по тес­там на интеллект проявляют не только высокие способ­ности для их решения, но и потребность в такой дея­тельности. Они просят взять их снова на обследование и дать возможность решать все более сложные задания.

Однако наиболее интересными были данные тех немногочисленных испытуемых, которые одинаково творчески выполняли все типы заданий. Для них было характерно автоматическое включение творчества, ко­торое выше описывалось как показатель креативности. Они также успешно решали тесты на интеллект и дру­гие задания, связанные с познавательной активностью и способностью к ней. Это заставляет полагать, что нестандартное сочетание высокой чувствительности и реактивности с потребностью и способностью к напря­женной интеллектуальной деятельности является наи­более благоприятным нейрофизиологическим задатком для спонтанного формирования креативности.