logo
Л

Натурный портрет

В изображении портрета человека при рисовании с натуры существуют свои критерии творчества, опре­деляемые по его продукту. Прежде всего, в портрете главной находкой является сочетание яркой индиви­дуальности с выраженным и узнаваемым, типическим и всеобщим. Без индивидуального нет портрета, без ти­пического нет искусства.

Мы легко распознаем индивидуальность, которую и пытается скопировать художник, порождая большое количество безликих, ничего не выражающих портре­тов, напоминающих «фотографии для документов», необходимых для опознания их владельцев.

Вместе с тем натурные портреты великих масте­ров сочетают в себе неповторимые черты индивиду­ального и типического. Особенно ярко такое сочета­ние проявляется в натурных зарисовках к большим полотнам, где художник ставит перед собой задачу показать некоторое событие или явление и реакцию на него разных людей — «Боярыня Морозова» Сури­кова, «Явление Христа народу» Иванова и др.

Именно это сочетание общей цели при рисовании с натуры и изображение конкретных индивидуально­стей является тем «ключом», который открывает кана­лы творческого поиска и завершается созданием ше­девров портретного искусства. Примером тому служат заготовки Д. Корина к картине «Русь уходящая».

Когда студентам было дано задание изобразить «Русь приходящую» через серию портретов, то в каж­дом из нарисованных образов наблюдалось сочетание индивидуального и всеобщего. Вместе с тем задание нарисовать «нового русского» потянуло большинство студентов на шаблон и иллюстрацию анекдотов.

Перед началом работы над портретом с натуры необходим, прежде всего, как и в предшествующих случаях, интеллектуально-визуальный анализ специфи­ческих особенностей портретируемого с позиции кон­кретных проявлений индивидуальности во всеобщем. Определение индивидуально-своеобразного легче все­го проводить на базе общечеловеческих и социально-типических качеств.

Индивидуальное — это всегда неповторимое соче­тание обязательных и инвариантных признаков рода (мужского и женского) и вида( человека разумного). Одинаковый по форме и размеру рот будет выглядеть по-разному на вытянутом худом лице и на полном и округлом, точно также и части тела на разных по раз­мерам и формам фигурах.

То же самое касается и внутренних характерис­тик присущих всем, но находящихся в разных пропорциях и сочетаниях. Например, особенности высо­кой эмоциональности, в сочетании с развитой волевой и интеллектуальной сферой, будут совершенно иначе характеризовать человека, чем при безволии и огра­ниченности интеллектуального развития.

Качественные характеристики психической сфе­ры всегда интегративны и определяются динамическими и содержательными показателями.

К динамическим показателям относится все то, что связано с нейро-физиологическими задатками, врож­денными особенностями энергетической, эмоциональ­ной, темпо-ритмической, регуляторно-волевой сферой, каждая из которых может доминировать и определять тип темперамента.

Это наиболее общие и узнаваемые характеристи­ки человека, по которым и в жизни судят о человеке и с которых необходимо начинать анализ портретируе­мого. Лучше всего придерживаться традиционных характеристик темперамента — энергичный, безудер­жный холерик, уравновешенный, подвижный сангвиник, инертный, медлительный флегматик, слабый, рав­нодушный ко всему меланхолик. Эти характеристики, проявляющиеся в мимике и пантомимике, очень помо­гают проникнуть в глубинную сущность портретируе­мого и на основании этого общего и типического вы­явить неповторимо-индивидуальное.

Такой же «единицей отсчета» может стать харак­теристика типа телосложения, энергетической и эмо­циональной сферы. Для проникновения в сущность таких общечеловеческих типов полезно давать спе­циальные задания на изображение типов телосложе­ния, темперамента, уровня психической энергии по А.Ф. Лазурскому, эмоциональных типов.

К содержательным характеристикам относится весь тот опыт, который получил человек в течение жизни, и те потребности (биологические, социальные, духовные) и отношения (к людям, к миру, к вещам, к работе, к деньгам, к себе), которые сложились у него в результате конкретного контакта со средой, образо­вания, воспитания и профессиональной деятельности.

Помимо выражения глаз, которые являются веду­щим центром в портрете, система отношений переда­ется через прическу, одежде, в ракурс головы, сочета­ние выражения глаз с линией губ.

Кроме прошлого опыта, важной характеристикой является принадлежность к определенной социальной группе (крестьянин, рабочий, чиновник, интеллигент) и социальный статус, который определяется количе­ством влияний, которое оказывает человек на других. Круг этих влияний у президента, рядового рабочего и уборщицы очень различен.

Социально-групповые характеристики определя­ются характером труда, его напряженностью, направленностью, ролью личности в его осуществлении и контролем за ее качествами. То же относится к «соци­альным характерам», определяемым статусом в обще­стве, конкретной социальной среде.

Однако во всех случаях у человека существует «психологический профиль», подобный профилю лица, где все части могут гармонично сочетаться или высту­пать лоб, нос или подборок. Психологический профиль имеет разную структуру, в которой представлены и биологически, и социально, и психологически детерминированные качества в соответствующих пропорци­ях. Основные методики определения типа личности построены по принципу составления таких профилей. Ведущие личностные характеристики определяются по принципу частоты их проявления в разных ситуациях.

Структурное соотношение разных качеств опреде­ляет тип личности, который необходимо, прежде всего, определять у портретируемого.

Нормативный тип — когда сочетание качеств на­ходится в определенном диапазоне, не выходящем за пределы нормы. Такие сбалансированные, «симметрич­ные» люди хорошо адаптируются к среде и принима­ют ее нормы. Эти люди, однако, могут потерять свою внутреннюю индивидуальность, а свой внешний вид стремятся подогнать под модный стандарт через одеж­ду, прическу и разные аксессуары.

Яркая индивидуальность, наиболее свойственная творческим личностям, в противоположность первым, обладает множеством, иногда противоречивых, качеств, в одинаковой степени выраженных, но по силе выхо­дящих за пределы нормы. Такое сочетание качеств делает человека гармоничным, независимым от среды, свободным и смелым.

Образно-типическое начинается там, где происхо­дит «перекос» в одну из сторон и человек теряет свою «гармоничность и симметричность». Так появляется тип «агрессора», «безвольного человека», «Иванушки-дурачка» и пр. Такие типы акцентуации тех или иных черт лежат в основе создания художественных обра­зов в искусстве и литературе. Ведущая черта подчиня­ет себе все другие, распространяется на общение, поведение, внешность. Достаточно вспомнить Ноздрева, Плюшкина, Собакевича из «Мертвых душ» Н.Гого­ля и др.

Помимо акцентуации отдельного качества тип че­ловека определяется сочетанием качеств, имеющих взаимосвязь и определяющих цельный и обобщенный образ. Это относится к типам телосложения, темпера­мента, а также к способам адаптации к среде — пас­сивным, активным, творческим, которые связаны с уровнем психической энергии по А.Ф. Лазурскому.

Единицей отсчета индивидуально-своеобразного всегда является социально-типическое. Социально-типическое включает в себя три основных компонен­та, по которым фактически дифференцируются люди разных возрастов и социальных положений, — это зна­ния, умения, навыки, предусмотренные нормативны­ми требованиями учебного процесса или профессио­нальной деятельностью, это уровень и крут интересов, и соблюдение социальных норм поведения и общения.

Индивидуальность проявляется в том, что человек превышает норму или не дотягивает до нее. Сюда отно­сятся профессиональные и социальные типы, структура качеств которых определяется требованиями конкретных видов деятельности или социальным статусом — руково­дителя, подчиненного, независимого художника и др.

Социально-типическое формируется под влияни­ем функционального назначения труда и социального контроля за ним (крестьяне, рабочие, чиновники, ин­теллигенты), а также по социальному статусу — на­чальник, подчиненный, независимый художник и др.

Социально-типические характеристики формиру­ются под влиянием совокупности факторов:

а) напряженности (физической, психической, интел­лектуальной), а также режима, периодичности тру­да, т. е. смены труда и отдыха. Например, перио­дичность труда крестьянина целиком зависит от климатических условий и во многом определяет специфику национального характера. Например, «страдность» русского характера, т. е. включение в совершение каких-либо дел при необходимости, связывается с периодичностью по напряжению его зимнего и весенне-осеннего труда. А труд интеллектуальный — зависит только от самого субъекта, динамики его работоспособности, и может продол­жаться даже во сне.

б) направленности труда — на материальное обеспе­чение, социальную организацию общества и на об­слугу, а также на совершенствование человека. В зависимости от направленности труд стимулиру­ется изнутри или снаружи и требует разной само­организации.

в) значимости индивидуальности, зависимости и свя­зи с другими людьми. Так, в крестьянском труде и производстве индивидуальность не имеет принци­пиального значения, и главная ориентировка идет на продукт труда, в то время как организационный и интеллектуальный труд зависит от индивидуаль­ных особенностей субъекта.

г) социального контроля идет, который таким обра­зом, за разными качествами индивидуальности.

Таким образом, первоначальный анализ идет по принципу отнесения субъекта к характеру, образу, типу (человеческому, социальному или профессиональному). Затем включается эмоциональный настрой, направлен­ный на принятие или отторжение такого типа челове­ка, а затем уже включается поиск средств передачи такого отношения зрителю.