Натурный портрет
В изображении портрета человека при рисовании с натуры существуют свои критерии творчества, определяемые по его продукту. Прежде всего, в портрете главной находкой является сочетание яркой индивидуальности с выраженным и узнаваемым, типическим и всеобщим. Без индивидуального нет портрета, без типического нет искусства.
Мы легко распознаем индивидуальность, которую и пытается скопировать художник, порождая большое количество безликих, ничего не выражающих портретов, напоминающих «фотографии для документов», необходимых для опознания их владельцев.
Вместе с тем натурные портреты великих мастеров сочетают в себе неповторимые черты индивидуального и типического. Особенно ярко такое сочетание проявляется в натурных зарисовках к большим полотнам, где художник ставит перед собой задачу показать некоторое событие или явление и реакцию на него разных людей — «Боярыня Морозова» Сурикова, «Явление Христа народу» Иванова и др.
Именно это сочетание общей цели при рисовании с натуры и изображение конкретных индивидуальностей является тем «ключом», который открывает каналы творческого поиска и завершается созданием шедевров портретного искусства. Примером тому служат заготовки Д. Корина к картине «Русь уходящая».
Когда студентам было дано задание изобразить «Русь приходящую» через серию портретов, то в каждом из нарисованных образов наблюдалось сочетание индивидуального и всеобщего. Вместе с тем задание нарисовать «нового русского» потянуло большинство студентов на шаблон и иллюстрацию анекдотов.
Перед началом работы над портретом с натуры необходим, прежде всего, как и в предшествующих случаях, интеллектуально-визуальный анализ специфических особенностей портретируемого с позиции конкретных проявлений индивидуальности во всеобщем. Определение индивидуально-своеобразного легче всего проводить на базе общечеловеческих и социально-типических качеств.
Индивидуальное — это всегда неповторимое сочетание обязательных и инвариантных признаков рода (мужского и женского) и вида( человека разумного). Одинаковый по форме и размеру рот будет выглядеть по-разному на вытянутом худом лице и на полном и округлом, точно также и части тела на разных по размерам и формам фигурах.
То же самое касается и внутренних характеристик присущих всем, но находящихся в разных пропорциях и сочетаниях. Например, особенности высокой эмоциональности, в сочетании с развитой волевой и интеллектуальной сферой, будут совершенно иначе характеризовать человека, чем при безволии и ограниченности интеллектуального развития.
Качественные характеристики психической сферы всегда интегративны и определяются динамическими и содержательными показателями.
К динамическим показателям относится все то, что связано с нейро-физиологическими задатками, врожденными особенностями энергетической, эмоциональной, темпо-ритмической, регуляторно-волевой сферой, каждая из которых может доминировать и определять тип темперамента.
Это наиболее общие и узнаваемые характеристики человека, по которым и в жизни судят о человеке и с которых необходимо начинать анализ портретируемого. Лучше всего придерживаться традиционных характеристик темперамента — энергичный, безудержный холерик, уравновешенный, подвижный сангвиник, инертный, медлительный флегматик, слабый, равнодушный ко всему меланхолик. Эти характеристики, проявляющиеся в мимике и пантомимике, очень помогают проникнуть в глубинную сущность портретируемого и на основании этого общего и типического выявить неповторимо-индивидуальное.
Такой же «единицей отсчета» может стать характеристика типа телосложения, энергетической и эмоциональной сферы. Для проникновения в сущность таких общечеловеческих типов полезно давать специальные задания на изображение типов телосложения, темперамента, уровня психической энергии по А.Ф. Лазурскому, эмоциональных типов.
К содержательным характеристикам относится весь тот опыт, который получил человек в течение жизни, и те потребности (биологические, социальные, духовные) и отношения (к людям, к миру, к вещам, к работе, к деньгам, к себе), которые сложились у него в результате конкретного контакта со средой, образования, воспитания и профессиональной деятельности.
Помимо выражения глаз, которые являются ведущим центром в портрете, система отношений передается через прическу, одежде, в ракурс головы, сочетание выражения глаз с линией губ.
Кроме прошлого опыта, важной характеристикой является принадлежность к определенной социальной группе (крестьянин, рабочий, чиновник, интеллигент) и социальный статус, который определяется количеством влияний, которое оказывает человек на других. Круг этих влияний у президента, рядового рабочего и уборщицы очень различен.
Социально-групповые характеристики определяются характером труда, его напряженностью, направленностью, ролью личности в его осуществлении и контролем за ее качествами. То же относится к «социальным характерам», определяемым статусом в обществе, конкретной социальной среде.
Однако во всех случаях у человека существует «психологический профиль», подобный профилю лица, где все части могут гармонично сочетаться или выступать лоб, нос или подборок. Психологический профиль имеет разную структуру, в которой представлены и биологически, и социально, и психологически детерминированные качества в соответствующих пропорциях. Основные методики определения типа личности построены по принципу составления таких профилей. Ведущие личностные характеристики определяются по принципу частоты их проявления в разных ситуациях.
Структурное соотношение разных качеств определяет тип личности, который необходимо, прежде всего, определять у портретируемого.
Нормативный тип — когда сочетание качеств находится в определенном диапазоне, не выходящем за пределы нормы. Такие сбалансированные, «симметричные» люди хорошо адаптируются к среде и принимают ее нормы. Эти люди, однако, могут потерять свою внутреннюю индивидуальность, а свой внешний вид стремятся подогнать под модный стандарт через одежду, прическу и разные аксессуары.
Яркая индивидуальность, наиболее свойственная творческим личностям, в противоположность первым, обладает множеством, иногда противоречивых, качеств, в одинаковой степени выраженных, но по силе выходящих за пределы нормы. Такое сочетание качеств делает человека гармоничным, независимым от среды, свободным и смелым.
Образно-типическое начинается там, где происходит «перекос» в одну из сторон и человек теряет свою «гармоничность и симметричность». Так появляется тип «агрессора», «безвольного человека», «Иванушки-дурачка» и пр. Такие типы акцентуации тех или иных черт лежат в основе создания художественных образов в искусстве и литературе. Ведущая черта подчиняет себе все другие, распространяется на общение, поведение, внешность. Достаточно вспомнить Ноздрева, Плюшкина, Собакевича из «Мертвых душ» Н.Гоголя и др.
Помимо акцентуации отдельного качества тип человека определяется сочетанием качеств, имеющих взаимосвязь и определяющих цельный и обобщенный образ. Это относится к типам телосложения, темперамента, а также к способам адаптации к среде — пассивным, активным, творческим, которые связаны с уровнем психической энергии по А.Ф. Лазурскому.
Единицей отсчета индивидуально-своеобразного всегда является социально-типическое. Социально-типическое включает в себя три основных компонента, по которым фактически дифференцируются люди разных возрастов и социальных положений, — это знания, умения, навыки, предусмотренные нормативными требованиями учебного процесса или профессиональной деятельностью, это уровень и крут интересов, и соблюдение социальных норм поведения и общения.
Индивидуальность проявляется в том, что человек превышает норму или не дотягивает до нее. Сюда относятся профессиональные и социальные типы, структура качеств которых определяется требованиями конкретных видов деятельности или социальным статусом — руководителя, подчиненного, независимого художника и др.
Социально-типическое формируется под влиянием функционального назначения труда и социального контроля за ним (крестьяне, рабочие, чиновники, интеллигенты), а также по социальному статусу — начальник, подчиненный, независимый художник и др.
Социально-типические характеристики формируются под влиянием совокупности факторов:
а) напряженности (физической, психической, интеллектуальной), а также режима, периодичности труда, т. е. смены труда и отдыха. Например, периодичность труда крестьянина целиком зависит от климатических условий и во многом определяет специфику национального характера. Например, «страдность» русского характера, т. е. включение в совершение каких-либо дел при необходимости, связывается с периодичностью по напряжению его зимнего и весенне-осеннего труда. А труд интеллектуальный — зависит только от самого субъекта, динамики его работоспособности, и может продолжаться даже во сне.
б) направленности труда — на материальное обеспечение, социальную организацию общества и на обслугу, а также на совершенствование человека. В зависимости от направленности труд стимулируется изнутри или снаружи и требует разной самоорганизации.
в) значимости индивидуальности, зависимости и связи с другими людьми. Так, в крестьянском труде и производстве индивидуальность не имеет принципиального значения, и главная ориентировка идет на продукт труда, в то время как организационный и интеллектуальный труд зависит от индивидуальных особенностей субъекта.
г) социального контроля идет, который таким образом, за разными качествами индивидуальности.
Таким образом, первоначальный анализ идет по принципу отнесения субъекта к характеру, образу, типу (человеческому, социальному или профессиональному). Затем включается эмоциональный настрой, направленный на принятие или отторжение такого типа человека, а затем уже включается поиск средств передачи такого отношения зрителю.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание