logo
Л

Образное виденье

Эмпатическое вживание в объект способствует фор­мированию образного виденья. При этом сам объект, его внешняя форма, порождает множество ассоциаций с человеческими характерами, образами, типами. После вживания в чайник студентам было предложено создать на его основе человеческие образы. Как видно из рисун­ков, образы были самыми разнообразными — и танцую­щей женщины, и проповедника, и воина, и пр.

Образное виденье базируется на акцентуации ка­кого-либо качества, яркая выраженность которого под­чиняет все остальное в человеке — и поведение, и об­щение, и деятельность. В литературе они четко и разнообразно показываются в разных ситуациях и дей­ствиях. В изобразительном искусстве все это концент­рируется в статической позе, где каждый жест имеет смысловой оттенок. Например, рука, поднятая вверх, как носик чайника, а вторая — упершаяся в бок, дают определенный образ человека. Но если одна или дру­гая рука будет опущена, то это уже будет совсем дру­гой образ. На заданиях такого типа, когда при свобод­ном превращении любого предмета в образ можно менять детали и предавать новый смысл образу, уча­щиеся легко усваивают сущность образного начала в изобразительном искусстве.

Такими же образами могут быть и целые картины, если в них есть акцентуация состояний или каких-либо качеств. Например, один из студентов изобразил «Ад» в виде каменных лабиринтов, а «Рай» — в виде ребен­ка в утробе матери.

Таким образом, подготовка к рождению идеи и замысла связана с созреванием и развитием процессов, определяющих художественно-творческий контакт со средой и смысл самой деятельности. Это и высокая чувствительность и качества восприятия, эмоциональ­ный контакт со средой, и владение инструментами интеллектуального познания реальности, и владение операциями творчества. Подготовительная фаза — это настройка всех струн, которая необходима для начала игры на творческой ноте.

Продуктом поисковой фазы является замысел, постановка конкретной задачи и ответ на вопросы: «Что новое я должен освоить?», «Для чего?», какие мысли и чувства я собираюсь передать зрителям и «Как?» мне это сделать. Такой настрой сначала надо делать на уровне сознания, а затем это станет автоматизмом.