logo
Л

Наглядно-действенное мышление

В естественном развитии познание мира начинает­ся с «ручного мышления». Все мыслительные операции, являющиеся инструментами познания, в ручном варианте присутствуют в детском знакомстве с окружающим миром. Операция анализа, разложение объекта на со­ставные части, осуществляется при ломании игрушек, пробовании их на вкус, ударах ими по другим предме­там. Внешняя манипуляция с предметами, например перекладывание палочек при счете, затем начинает опираться только на зрение, а потом те же действия переходят во внутренний план, происходят в уме.

Такое мышление, с опорой на действенное преоб­разование, остается необходимым в определенных видах деятельности, где наглядность играет ведущую роль. Например, в изобразительном искусстве такую роль играют предварительные наброски.

Процесс мышления протекает в определенных единицах — образах, представлениях и понятиях, выраженных в словах, знаках, символах.

Образное мышление характерно для детей опре­деленного возраста, когда абстрактные понятия они начинают наполнять конкретными образами.

Словесно-логическое мышление или абстрактное мышление проходит в понятиях и все мыслительные операции — анализа, синтеза, абстракции и общения, а также суждения и умозаключения, — происходят в мозгу человека.

Теоретическое мышление — направлено на откры­тие наиболее общих законов, фундаментальных иссле­дований в науке.

Продуктом познающего мышления является от­крытие субъективно или объективно новых закономер­ностей, сущностей, природы предметов и явлений.

Высшей формой всех видов познания является интуитивное мышление, при котором происходит свер­тывание всех мыслительных операций, а отсюда быс­трое и точное познание сущности новых объектов и явлений при их восприятии, столкновении с ними. Нечто похожее происходит с восприятием хорошо знакомых предметов, когда на основании мгновенного анализа предмета мы синтезируем его с определенной категорией объектов и легко отличаем тарелку от ско­вородки, в какой бы новой форме она не предстала. Все эти операции, лежащие в основе опознания происхо­дят на уровне подсознания, благодаря сложившейся и укрепившейся сенсомоторной схеме в мозгу и аналогичны более сложным интуитивным формам познания по своим механизмам.

Таким образом, творческое мышление интегрирует в себе все основные виды и операции познающего, оперативного и созидающего мышления. Оно не может существовать без сущностного познания, способности находить «новые способы для передачи нового», направ­ленного на совершенствование существующего.

Анализ способностей к творчеству показал, что для творчества важны все ярко выраженные качества, способные преодолеть мощное влияние социальных стандартов, блокирующих невостребованное творчес­кое начало в большинстве случаев.

Знание этих факторов поможет творческому поис­ку в преодолении их, а также в создании более благо­приятных условий.