logo
Л

Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству

Помимо того, что творчество исследуется как вид деятельности, процесс и продукт, наибольшее внимание в науке уделяется творческим способностям и их соот­ношениям с интеллектуальными. Проблема соотноше­ния интеллектуальных и творческих способностей под­нимается в очень большом количестве исследований. Установлено, что для развития творческих способнос­тей требуется определенный уровень развития интел­лектуальных способностей. «Коэффициент интеллекта» измеряется количеством решения нестандартных задач за определенное время и соотносится со средним коли­чеством их решения в определенных выборках испыту­емых, принимаемых за 100. По отношению к этой сред­ней норме высчитывается коэффициент интеллекта. У высокотворческих людей он составляет не менее 120, т. е. всегда превышает норму.

Наиболее наглядно это соотношение прослежива­ется в работе М. Воллаха и Н. Когана, содержание кото­рой представлено в статье автора данного учебного по­собия «Проблемы развития творческих способностей детей (на материалах зарубежных исследований)», ко­торые сопоставляют не только экспериментальные дан­ные, но и конкретные индикаторы положения испыту­емых в социуме.

Они выделили 4 типа взаимоотношений между указанными способностями.

1 тип — одинаково высоко развиты как интеллек­туальные, так и творческие способности. Этот тип пре­красно адаптируются к среде и творит.

2 тип — высокотворческие испытуемые, но плохо адаптируемые к среде. Это социальные изгои, они слывут чудаками, людьми «не от мира сего».

3 тип — высоко интеллектуальные, но не творчес­кие лица. Они прекрасно адаптируются к среде, стре­мятся к преуспеванию во всех областях и достигают его путем выполнения всех социальных требований.

4 тип — плохо развиты способности как интеллек­туальные, так и творческие. Это люди, которые стремят­ся к социальной активности и карьере, стремятся прим­кнуть к разного типа существующим течениям.

Природа таких разных сочетаний интеллектуаль­ных, адаптивных и творческих способностей лежит в особенностях структуры индивидуальности, о которой пойдет речь в следующем разделе.

Такие исследования показывают, что интеллект и творчество имеют разные основания и выполняют раз­ные функции в адаптации к среде. Оптимальным вари­антом является их сочетание. Именно это сочетание лежит в основе креативности как личностного образо­вании. Именно это сочетание должно быть объектом раз­вития и критерием развития творческих способностей. А для этого необходимо знать отличия креативности и творческих способностей.