7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
Для творческих способностей все скоростные параметры протекания нервных процессов — лабильность как способность пропускать количество импульсов в единицу времени, подвижность как скорость реакции и смена состояний, динамичность как скорость — и прочность образования связей имеют большое значение.
Наиболее важным компонентом в структуре нейрофизиологических задатков для творчества является специфика динамичности нервной системы как способности к образованию и прочности условных связей. Понятие «динамичность» ввел В.Д. Небылицын как отличие от подвижности и лабильности нервной системы.
И.П. Павлов открыл феномен «угасания с подкреплением», когда при частом повторении сочетания условного и безусловного раздражителя вместо укрепления условной связи у некоторых животных происходит ее разрушение. Этот прием использовался для определения силы-слабости нервной системы.
Затем сочетание раздражителей повторялось с относительно небольшими интервалами. После этого снова производилась проба условного рефлекса. Показателем силы нервной системы служило сохранение условного рефлекса и после частого повторения двух раздражителей, показателем слабости — исчезновение условной реакции.
В лаборатории Б.М.Теплова на людях проходило исследование выработки фотохимического условного рефлекса, который базировался на изменении чувствительности глаза в темноте (повышение) и на свету (понижение чувствительности): когда звуковой раздражитель сочетался с засветом глаза, до этого привыкшего к темноте. В результате же выработался условный рефлекс, когда нейтральный звуковой раздражиитель сам по себе начинал вызывать ту же реакцию, что и в сочетании с засветом. Между зрительным и слуховым раздражителями устанавливалась связь. Показателем сформированности условного рефлекса служило падение различительной чувствительности на один звуковой сигнал. Для определения силы нервной системы, после выработки условного рефлекса, давалось 20 раз сочетание звука и засвета глаз с интервалом в 2 минуты. Показателями силы и слабости служили те же индикаторы: силы — усиление величины безусловной реакции в ответ на нейтральный раздражитель, а слабости — ее падение, исчезновение или появление реакции обратного знака.
У испытуемых с ярко выраженной креативностью и показателем силы нервной системы по другим индикаторам происходило разрушение условной связи при повторении. «Утомлялись» те нейроны, которые соединяли два анализатора, и при повторении разрушалась установленная связь.
Если условный рефлекс является стереотипной реакцией, возникающей в результате своеобразного «обучения», то можно предположить, что у творческих людей нет предпосылок к формированию шаблонов и стереотипов на уровне врожденных нейрофизиологических задатков. Именно на этом базируется их потребность в новизне, способность к гибкости и беглости мыслительной деятельности.
Кроме того, для высококреативных людей характерно «сопротивление навязанному извне стилю деятельности». При проведении описанной выше методики, когда испытуемых обучали «творческому» принципу дополнения элементов до полных фигур, у высококреативных испытуемых наступает своеобразный тормоз: они либо теряют способность выполнять задание, либо делают все по-своему, вопреки инструкции. Например, объединяют элементы в одну фигуру и подписывают «Абстракция номер раз» или под номером того же задания оставляют пустое место и подписывают «Даже элементарные частицы боятся творческих перемен и разбежались в другие стороны».
Сопротивление навязанному извне проявляется и на неосознаваемом, нейрофизиологическом уровне. При регистрации биоритмов мозга на электроэнцефалограмме отражается индивидуальное соотношение ритмов разной частоты, преобладание одного из них по степени выраженности. Это соотношение можно изменить через «навязывание» при помощи световых или звуковых сигналов, соответствующих ритмам разной частоты.
Каждый человек усваивает биоритмы в диапазоне разных частот, что является показателем его специфической чувствительности к активирующим или тормозящим воздействиям внешней среды. У высококреативных испытуемых в нашей выборке усвоения каких-либо ритмов не происходило.
Формирование стереотипов, стандартов происходит во всех структурах человеческой психики, начиная со стандартизации движений при развитии навыков, включая восприятие, память, мышление, а также всех структур индивидуальности. Об этом очень подробно рассказывают Р.М.Грановская и Ю.С. Крижанская в своей книге «Творчество и преодоление стереотипов»: «сознание современного человека заблокировано разными ментальными установками, стереотипами восприятия и поведения, навязанными семьей и обществом». Основное противоречие современности заключается, по мнению авторов, в том, что идет «...борьба между наростающей тенденцией стандартизации внутреннего мира и необходимостью его индивидуализации».
Для преодоления стереотипов навязанных извне, необходимо создание внутреннего, творческого стереотипа, характерного для креативной личности. Креативная личность обладает «динамическим стереотипом», в основе которого лежат выработанная и систематизированная последовательность действий, ориентировка на виденье своеобразного и нового в любом объекте, рассмотрение его как фрагмента всеобщего, отражающего дух времени и основную, «индивидуальную» идею художника. Именно автоматическим включением «творческой цепочки» при рассмотрении или воображении объекта изображения достигается преодоление сложившегося стандарта.
Такой шаблон может быть преодолен и поставленной извне или изнутри задачей. Студентам было предложено выполнить последовательно два задания. Первое — изобразить «печальное дерево», которое спровоцировало всех студентов на стандартное решение — у всех оно было нарисовано с опущенными «плакучими» ветвями и практически ничем не отличалось одно от другого. Второе задание — нарисовать дерево, которое вызвало бы жалость к нему со стороны зрителя, — привело к «взрыву» индивидуального творчества, и каждый нарисовал его по-своему и оригинально.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание