logo
Л

Управление движениями руки

Рука и ее труд способствовали созданию уникаль­ности человеческого мозга в эволюционном процессе, в филогенезе, и продолжают оставаться не менее зна­чимыми в онтогенезе, в индивидуальном развитии че­ловека. Ребенок инстинктивно включает руку в актив­ное познание мира вещей и их свойств, стремится к изобразительной деятельности, закрепляющей это познание и способствующей развитию интеллекта.

В изобразительном искусстве необходимо трениро­вать зрительно-двигательную, образно-двигательную и эмоционально-двигательную координацию движений.

Все упражнения, как и в подготовительной фазе, должны носить характер короткой «разминки», направ­ленной на внесение в сознание цели и задачи предсто­ящего вида исполнительной деятельности для форми­рования необходимого навыка.

Зрительно-двигательная координация тренирует­ся во всех видах работы с натуры. Главная задача –научить руку в точности воспроизводить то, что видит глаз. На начальных периодах, как известно, дети не могут рисовать с натуры. Образы обобщенных пред­ставлений о предмете, человеке, доминируют в процес­се рисования. Самое любопытное, что когда учеников начальных классов на педагогической практике заставляют рисовать человека с натуры, то они все равно рисуют его как будто по представлению — без шеи, с расставленными ногами, с искаженными пропорция­ми Только после того, как практикант обращает вни­мание и последовательно разбирает все особенности строения человеческого тела, учит измерять их соот­ношение при помощи карандаша и включает осозна­ние их в исследование тела, рисунки детей достигают возрастной нормы. Если же практикант этого не дела­ет, а просто показывает, как это нужно делать рисуя, на доске, то ученики оставляют попытки рисовать с на­туры и копируют образцы.

Зрительно-двигательная координация должна стать объектом специальной осознанной тренировки, начиная с простых заданий. Например, проводится прямая ли­ния, на одной стороне которой рисуется половина вазы или какого-либо другого предмета или узора, и учени­кам дается задание восстановить вторую половину по образцу первой.

Подобного типа упражнения широко применяют­ся на практике и входят в специальные пособия для детей. Затем аналогичные упражнения переносятся на копирование объектов, находящихся на расстоянии.

Образно-двигательная координация тренируется при работе по представлению, по памяти. И опять очень важно провести такие тренировки, при которых яр­кость образа представления, сохранение его при вос­произведении в рисунке, входили в целевую, осознан­ную деятельность.

Тренировка должна проходить поэтапно. Сначала дается задание пристально рассмотреть объект с уста­новкой на воспроизведение его по памяти после убира­ния. На первых этапах лучше давать копирование с пла­катов, репродукций, поскольку легче бывает сравнивать воспроизводимый объект с яркостью собственных пред­ставлений при повторном показе и самоанализе.

На втором этапе — проверить тренировку в соче­тании рисования с натуры с повторным воспроизведе­нием той же натуры по памяти. Для этого необходимо сначала рисовать с натуры какой-либо объект с установкой на воспроизведение его по памяти на следую­щей неделе или на следующем занятии. Как показали эксперименты, некоторые учащиеся разных возрастов более точно воспроизводят по памяти натурную поста­новку, чем при работе с натуры, а другие — наоборот. Это дает сигнал для саморазвития.

На следующем этапе ставить задачу на сохране­ние и воспроизведение впечатлений от реальности. Особенно эта установка важна в работе с детьми. Как показывает практика, дети не представляют себе час­то даже строения деревьев и рисуют их как зеленые воздушные шарики на коричневых палочках. Трени­ровка способности на сохранение образа реальности характерна и для маститых мастеров, которые стремят­ся сохранить в памяти не только яркие, контрастные образы, но и самые простые впечатления (например, от дороги), которые затем воспроизводятся с жизнен­ной достоверностью и тонкостью.

Кроме того, очень помогают формированию зри­тельного представления рисунки, иллюстрирующие словесный или музыкальный материал. Детям дают словесное описание несуществующих животных, ко­торых они должны представить и изобразить. Такие задания особенно часто используются в Вальдорфской педагогике и в японских школах.