Управление движениями руки
Рука и ее труд способствовали созданию уникальности человеческого мозга в эволюционном процессе, в филогенезе, и продолжают оставаться не менее значимыми в онтогенезе, в индивидуальном развитии человека. Ребенок инстинктивно включает руку в активное познание мира вещей и их свойств, стремится к изобразительной деятельности, закрепляющей это познание и способствующей развитию интеллекта.
В изобразительном искусстве необходимо тренировать зрительно-двигательную, образно-двигательную и эмоционально-двигательную координацию движений.
Все упражнения, как и в подготовительной фазе, должны носить характер короткой «разминки», направленной на внесение в сознание цели и задачи предстоящего вида исполнительной деятельности для формирования необходимого навыка.
Зрительно-двигательная координация тренируется во всех видах работы с натуры. Главная задача –научить руку в точности воспроизводить то, что видит глаз. На начальных периодах, как известно, дети не могут рисовать с натуры. Образы обобщенных представлений о предмете, человеке, доминируют в процессе рисования. Самое любопытное, что когда учеников начальных классов на педагогической практике заставляют рисовать человека с натуры, то они все равно рисуют его как будто по представлению — без шеи, с расставленными ногами, с искаженными пропорциями Только после того, как практикант обращает внимание и последовательно разбирает все особенности строения человеческого тела, учит измерять их соотношение при помощи карандаша и включает осознание их в исследование тела, рисунки детей достигают возрастной нормы. Если же практикант этого не делает, а просто показывает, как это нужно делать рисуя, на доске, то ученики оставляют попытки рисовать с натуры и копируют образцы.
Зрительно-двигательная координация должна стать объектом специальной осознанной тренировки, начиная с простых заданий. Например, проводится прямая линия, на одной стороне которой рисуется половина вазы или какого-либо другого предмета или узора, и ученикам дается задание восстановить вторую половину по образцу первой.
Подобного типа упражнения широко применяются на практике и входят в специальные пособия для детей. Затем аналогичные упражнения переносятся на копирование объектов, находящихся на расстоянии.
Образно-двигательная координация тренируется при работе по представлению, по памяти. И опять очень важно провести такие тренировки, при которых яркость образа представления, сохранение его при воспроизведении в рисунке, входили в целевую, осознанную деятельность.
Тренировка должна проходить поэтапно. Сначала дается задание пристально рассмотреть объект с установкой на воспроизведение его по памяти после убирания. На первых этапах лучше давать копирование с плакатов, репродукций, поскольку легче бывает сравнивать воспроизводимый объект с яркостью собственных представлений при повторном показе и самоанализе.
На втором этапе — проверить тренировку в сочетании рисования с натуры с повторным воспроизведением той же натуры по памяти. Для этого необходимо сначала рисовать с натуры какой-либо объект с установкой на воспроизведение его по памяти на следующей неделе или на следующем занятии. Как показали эксперименты, некоторые учащиеся разных возрастов более точно воспроизводят по памяти натурную постановку, чем при работе с натуры, а другие — наоборот. Это дает сигнал для саморазвития.
На следующем этапе ставить задачу на сохранение и воспроизведение впечатлений от реальности. Особенно эта установка важна в работе с детьми. Как показывает практика, дети не представляют себе часто даже строения деревьев и рисуют их как зеленые воздушные шарики на коричневых палочках. Тренировка способности на сохранение образа реальности характерна и для маститых мастеров, которые стремятся сохранить в памяти не только яркие, контрастные образы, но и самые простые впечатления (например, от дороги), которые затем воспроизводятся с жизненной достоверностью и тонкостью.
Кроме того, очень помогают формированию зрительного представления рисунки, иллюстрирующие словесный или музыкальный материал. Детям дают словесное описание несуществующих животных, которых они должны представить и изобразить. Такие задания особенно часто используются в Вальдорфской педагогике и в японских школах.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание