8.4. Чувства и законы их развития
Как уже говорилось выше, чувства складываются на основе природных задатков и социальных влияний.
Внешние факторы, оказывающие влияние на формирование чувств, можно разделить на складывающиеся:
а) непроизвольно, под влиянием воспитания и воздействия конкретной социальной среды — идеологии, политики, средств массовой информации,
б) на основе личного опыта — положительного или отрицательного подкрепления общения с другими людьми, поведения и деятельности,
в) на основе интеллектуального и социального опыта — формирование морально-этических чувств (чувства долга, ответственности, патриотизма),
г) на базе направленного развития чувств.
Первый фактор — влияние социальной среды, особенно остро ощущается в периоды реформ и перестроек, в периоды экономических, политических и социальных кризисов. В такие периоды активируются все виды чувств, базирующиеся на эмоциях страха и агрессии, неудовольствия и радости. «В процессе превращения эмоций в чувства происходят своего рода социализация и гуманизация эмоций». Наряду с разгулом преступности, усилением неуверенности, неудовольствия и страха начинается усиленное обращение внимания на беды и страдания народа, пробуждение гуманности. В средствах массовой информации идет постоянная акцентуация на негативных явлениях в социуме.
Второй фактор — индивидуальный опыт взаимодействия со средой. Отношения человека к разным явлениям действительности складываются под влиянием частоты положительных или отрицательных подкреплений со стороны внешней среды.
Особенно наглядно это демонстрируется в опытах на животных, которые проводились с расщеплением мозга — перерезкой связей между правым и левым полушарием. Опыты заключались в следующем.
У обезьянок при прерывании связи между полушариями происходит образование двух независимых областей контакта со средой при сохранении эмоциональных центров. При этом каждый глаз оказывается связанным только с одним полушарием. Суть опыта заключалась в том, что у обезьянки вырабатывалось разное «эмоциональное отношение» к одному и тому же предмету в разных полушариях при разном подкреплении. Для этого no-очереди закрывался повязкой один, а затем другой глаз. Открытому, например, правому глазу, показывали какой-либо предмет, сопровождая его комплексом приятных для обезьянки ощущений, а затем тот же предмет показывали левому глазу, сопровождая его комплексом неприятных для животного раздражений. Вскоре при появлении предмета при открытом правом глазе у обезьянки проявлялся комплекс радостного оживления, а при открытом левом — тот же предмет вызывал реакцию страха, паники, попытки вырваться из станка, визг.
Таким образом, один и тот же предмет начинал вызывать разные реакции в двух полушариях одного и того же мозга в зависимости от подкрепления.
В человеческой жизни существует масса примеров формирования отношений негативного или положительного плана под влиянием порицания или одобрения поведения или деятельности. Как говорилось выше, потребность в эмоциональном контакте необходима для выбора пути. Особенно это проявляется в творчестве, когда неудачи или достижения вызывают либо блокаду, либо пробуждение творческого начала у человека. Одним из главных условий является общая установка на категорию ценностей, которая существует в социуме, в том числе в процессе обучения, о чем пойдет речь ниже.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание