logo
Л

3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте

«Две фундаментальные тайны, бросающие вызов человеческому познанию: тайны творчества и тайны детства».

Заложенная в генетическом коде программа со­зревания и развития в раннем детстве является прекрасным образцом творчества самой природы. В са­моразвитии ребенка и в спонтанных проявлениях его творчества ученые пытаются проследить все этапы формирования и проявления его в раннем онтогене­зе, поскольку «детство чуть ли не единственное время в человеческой жизни, где творчество является уни­версальным и естественным способом существования человека».

После рождения идет активное «создание» чело­века, в котором на равных участвуют общевидовые природные задатки, влияние социальной среды и ин­дивидуальные особенности в строении нервной и эн­докринной системы. На первом этапе ведущими явля­ются взаимодействия общечеловеческих свойств и среды обитания.

Прежде всего происходит «настройка анализато­ров, «необходимая для адаптации к конкретным усло­виям обитания, (подобная той, которая происходит потом в адаптации анализаторов к темноте, к шуму, к запахам). Мозг выполняет свою главную функцию — подстройку под условия, в которые попадает живой организм. Опыты на животных показали, что если после рождения их помещали в темноту и одним из них высвечивали только вертикальные линии, а другим — горизонтальные, то в дальнейшем они видели только тот характер линий, которые высвечивались для них в темноте. Особой способностью к такой адаптации об­ладает мозг человека.

Феноменальная способность к такой перестройке и подстройке продемонстрировалась на более чем 30 случаях, когда воспитанные в среде диких животных, дети приобретали не только все их повадки, но и фи­зические качества и свойства анализаторов. Например, у найденных Синхом в стае волков девочек (Амалы и Камалы) в темноте светились глаза, а следовательно, и слух, и обоняние, и вкус были у них аналогичны вол­чьим, а не человеческим.

Не меньшую роль играет культурная среда, в ок­ружении которой происходит формирование психичес­ких и интеллектуальных качеств ребенка. Известен факт (а в психологии каждый факт отражает некото­рую закономерность), когда французский этнограф Виллар во время одной из экспедиций повстречал ди­кое племя, сидящее у костра. При виде белых одетых людей, с которыми они никогда не встречались, або­ригены в страхе разбежались. У костра осталась ме­сячная девочка, которую пришлось взять с собой, по­скольку отыскать племя не удалось. Воспитанная во Франции, она получила образование, ученую степень и стала помощником Виллара в научной работе. Этот факт свидетельствует об огромных потенциальных возможностях не только адаптации, но и развития для человеческого мозга.

В обычных условиях ребенок инстинктивно стре­мится к познанию окружающего его предметного мира, а на первых этапах в самостоятельное познание ребе­нок включает все анализаторы: он тянет все попавшие в Руку предметы в рот, ощупывает, трясет, бросает, чтобы услышать их звучание. Такое «объемное», всесто­роннее знакомство с предметным миром продолжает­ся и при овладении навыками ходьбы. Открывая мир «для себя», ребенок открывает и «себя», свои возмож­ности и способности, особенно в период включения «ручного мышления», когда он начинает анализировать предметы, разламывая их и разбирая на части, чтобы понять их строение и сущность. Как справедливо ут­верждают ученые, «открытие для себя» и является непременным социальным и психологическим услови­ем «открытия для других».

Не менее важным показателем естественного твор­чества является изнутри идущая потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой-либо деятельно­сти и действий, свободном владении ими. Она проявля­ется в том, что ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, складывать и конструировать что-то из пес­ка, кубиков, рисовать.

Спонтанное стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самосто­ятельной, творческой деятельности является доказа­тельством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания. «В его основе процесс овладения творческим потенциалом всего че­ловеческого рода. Следовательно предоставляется воз­можность оценивать процессуальную сторону твор­чества путем выявления особенностей и уровней его освоения детьми».

Кроме потребности в творчестве, у детей проявля­ются специфические способности к нему, которые не могут быть измерены мерками творчества взрослых, но в нем в обнаженном виде предстает своеобразный «смысловой ключ» ко всему тому, что человечество изобрело на протяжении веков».

В работе В.Т.Кудрявцева, посвященной диагности­ке творческого потенциала детей дошкольного возрас­та как индикатора готовности детей к развивающему обучению в школе, подводится своеобразный итог спон­танного детского творчества. Исследователь приходит к выводу, что «творческое развитие представляет со­бой всеобщую и ведущую форму детского развития». Критикуя все стандартизованные тесты на творчество, на основе которых оно определяется по критериям новизны, оригинальности, социальной значимости и по­лезности, т. е. по критериям взрослых, автор предлага­ет свои тесты, за которыми стоят «универсальные, об­щечеловеческие творческие способности».

Таким же универсальным ключом для понимания развития (или точнее для сохранения) творческих спо­собностей у взрослых являются потребности. Ребенка невозможно заставить делать то, в чем он не испытыва­ет внутренне детерминированную потребность, равно как и прекратить действия, в которых он испытывает ее. У взрослых актуализировать творческий потенциал возможно только при наличии внутренней необходимо­сти и потребности в нем.

Поэтому главным является пробуждение такой потребности. Для этого надо знать их виды и принци­пы формирования.