9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
В структуру волевой саморегуляции входят следующие компоненты:
1) наличие осознанной цели;
2) регуляция движений, действий и деятельности для достижения ее результата;
3) нахождение способов преодоления внешних и внутренних препятствий мешающих осуществлению поставленной цели.
Каждый из компонентов имеет свои механизмы формирования. Остановимся на каждом из них более подробно, ориентируясь на процесс творчества.
Порождение цели
Цели различаются по механизмам их возникновения, по длительности удержания цели и сохранения ее действенности, по значимости для индивида, социума или человечества в целом.
Механизм порождения цели имеет свою эволюцию и этапы развития. Однако во всех случаях цель порождается в единстве и взаимодействии внутренних и внешних факиров.
У ребенка на определенном этапе развития появляется внутренняя, генетически запрограмированная потребность в познании окружающего его мира. Первым направленным движением ребенка является движение к заинтересовавшему его предмету, игрушке, т. е. внешнему объекту. Он прилагает двигательные усилия для получения этого предмета, если тот не дается ему в руки взрослыми.
Если предмет попадает ему в руки, ребенок начинает «обследовать» его — тянет в рот, трясет, стучит им по кроватке.
Когда малыш начинает ходить, все в вокруг становится для него объектом познания. Познавая качества и свойства предметов, он начинает топать ногами по луже, прилагать усилия для «расчленения» игрушки на части, чтобы «разобраться» в ее сущности, ощупывает, трясет, бросает на пол предметы, чтобы познать их свойства и качества и пр. Иными словами он инстинктивно включает волевые действия в познание предметного мира.
На следующем этапе к познанию предметного мира присоединяется потребность в своеобразном самопознании через овладение действиями. Ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, застегивать пуговицы, мыть посуду, т. е. делать все то, что умеют делать взрослые и не умеет он сам. Однако часто то, что ребенок умеет делать, например убирать игрушки, он не любит. И именно это ему предписывается делать взрослыми, что несомненно требует от ребенка волевых усилий, отличных от формирования самих трудовых навыков. Внутренняя, неосознаваемая потребность в овладении двигательными навыками находит свое подкрепление и в игровой деятельности, направленной на подражание взрослым.
Как считал З.Фрейд, такое стремление к подражанию взрослым связано с тем, что, начиная ходить, ребенок встречается с системой запретов («табу»), когда он не может делать того, что ему хочется (стряпать, водить машину); поэтому-то ребенок начинает осуществлять свою мечту в игре, копирующей деятельность взрослых, которую он наблюдает.
Такое же сочетание внутренних и внешних факторов существует и в учебном процессе, когда у ребенка созревает потребность и способность к обучению, когда он мотивируется, особенно в начальных классах, соревнованием, оценкой взрослых, поощрением или наказанием за результаты.
Такая внешняя мотивация в учебном процессе Может сохраняться на всем его протяжении, включая вузовское образование, если у ученика не возникнет внутренней цели, направленной на самосовершенствование и саморазвитие, преодоление качеств, мешающих успешному обучению по всем предметам, поиск способов преодоления своих недостатков. Такая внутренняя волевая саморегуляция и способность к ней возникают, чаще всего на конечных этапах обучения через осознание ее необходимости с разной мотивацией (получить хороший аттестат, диплом), т.е. через внешне мотивированные цели. У учащихся с хорошими предпосылками к обучаемости, при наличии уверенности в своих силах, такая способность к волевой саморегуляции может не сформироваться, и они в профессиональной деятельности могут оказаться на более низком уровне, чем те, которые научились преодолевать трудности в учебном процессе.
У креативных личностей всегда доминирует внутренняя потребность в напряженной, нестандартной деятельности, тренируемой через преодоление прежде всего собственных несовершенств и неумений, постановку новых целей для преодоления.
В итоге у них образуется «творческая доминанта», не позволяющая шаблонно подходить к любому виду деятельности, которая автоматически включает в нее преобразующее начало. Все тесты на творчество ориентированы на выявление наличия такой доминанты, когда самое обычное задание, например нарисовать дом, дерево и человека, выполняется оригинально и творчески. Показателем такого творческого решения является, например, рисунок дерева, на котором человек прикрепляет домик для птицы, или нарисовано дерево под которым стоит скамейка, а на ней спит человек, аккуратно поставив рядом рваные ботинки.
В том случае, когда такая доминанта не образована, люди, творческие в чем-то другом, даже по своей художественной профессии, рисуют рядоположно — дом, дерево, человека, меняя их по отношении к инструкции только местами. Эти различия наблюдались при многократных обследованиях студентов 5 курса худ-графа. Наличие такой доминанты обнаруживалось, как правило, у 3 - 5 человек из 50.
Творческая доминанта в профессиональной деятельности художника всегда интегрирует в себе индивидуально и социально значимые цели. Для формирования такой интегральной цели, как пишет Н.С.Боголюбов, необходимо включиться в инновационные процессы, «которые постоянно происходят как спонтанные изменения и обновления всех явлений природы и общества. Этот процесс всегда поступательный, прогрессивный, происходящий независимо от искусственных попыток остановить его или направить в сторону регресса, пройденного этапа. Это становится возможным, когда личность осознает себя включенной в общий поток творчества, как равноправная единица, имеющая свою функцию, когда индивидуальные интересы органически сливаются с общими, и на основании понимания общих направлений инновационных процессов составляет планы своего профессионального творчества и знает, что сказать зрителю».
Способность видеть и самостоятельно ставить социально значимые цели является высшей формой развития творческих способностей, которое начинается с внутреннего стремления к самосовершенствованию в ходе длительного периода обучения человека.
Таким образом, цель, порождающая необходимость волевой саморегуляции, характеризуется своей отдаленностью, направленностью на преодоление недостатков и совершенствование своих личностных или профессиональных качеств, сочетанием индивидуальной и социальной значимости.
Постановка цели требует планирования действий для ее достижения, а также последовательного осуществления этих действий. На пути к достижению цели могут существовать как внешние, так и внутренние препятствия, которые требуют свободы выбора для нахождения путей их преодоления.
Отсюда воля переходит во внутренний план как условие, необходимое для адекватного приспособления к среде. Человек должен внутренне принять их по принципу определения «свобода — это познанная необходимость» .
Поэтому все определения воли связаны с формированием некоторой «способности», интегрирующей личностные и социальные интересы, как «способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т. е. непосредственные желания и стремления».
Регуляторная функция воли выступает в ситуации формирования навыков, протекания деятельности, в совершенствовании интеллектуальных и творческих процессов.
Первая функция — регуляция движений, сначала простых, а затем сложных, к числу которых относятся нестандартизированные, как в ИЗО, до формирования автоматизированного навыка в свободном управлении движениями.
В этом случае воля требуется для преодоления неумений. Для этого, прежде всего, требуется конкретная фиксация своих неумений. Формирование профессиональных изобразительных навыков складывается из разных по сложности умений. Ставя перед собой цель овладения сложными двигательными навыками, необходимо начинать с отработки наиболее простых движений в разных вариантах.
Вторая функция — управление состояниями: психическими, физическими, эмоциональными в ходе протекания процесса деятельности.
В этом случае волевая саморегуляция требуется для поиска средств преодоления естественных реакций и действий, которые возникают при появлении тех или иных состояний в процессе деятельности, мешающих ее протеканию.
Например, пропало желание работать. Естественный процесс саморегуляции выражается в том, что человек следует своему «не хочу»: бросает работу. Вместе с тем работа нужна для достижения более отдаленной цели — окончания института. Преодоление своего нежелания работать должно начинаться с поиска причин его возникновения. Этой причиной могут стать неудачи в работе за счет неумений, физической усталости или эмоционального состояния, которое дезорганизуют деятельность в силу неудачи или побочных желаний и переживаний. В каждом случае волевые усилия должны быть направлены на преодоление возникшего препятствия с учетом его происхождения.
Третья функция — регуляция мыслительных процессов, предворяющих и осуществляющих деятельность.
В третьем случае объектом преодоления должна стать «потребность в экономии энергии», которая является фундаментальной биологической потребностью. Человек инстинктивно стремится избежать всякого физического и психического напряжения, грозящего потерей работоспособности, здоровья, психического равновесия, а также тех отрицательных переживаний, которыми сопровождаются излишние напряжения, чувство усталости, головная боль или тяжесть. Весь технический прогресс направлен на такую экономию энергии человеком. Кроме того, эта потребность стимулируется и постоянно подкрепляется пассивным потреблением и привычкой получать все необходимое при минимальной затрате собственных усилий, которая складывается в детские годы, а также в учебном процессе. Человек приучается потреблять не только продукты и все блага цивилизации, но и чужие, готовые знания. Ярким проявлением потребности в экономии энергии является стремление к подражанию и использованию шаблонов новомодных течений в искусстве или повторение собственных открытий, выработанных форм передачи содержания собственными штампами.
Противостоит этой потребности в экономии энергии выработанная потребность в определенном стиле деятельности, уровне ее напряженности. Потребность в определенном уровне напряженности функционирования нервных и мышечных тканей формируется в процессе деятельности только в том случае, если человек ставит перед собой новые цели и задачи, а не повторяет автоматически выработанные навыки. В психофизиологии известен так называемый «феномен Мартина Идена», когда человек, поставив перед собой сложную цель, требующую множества усилий, при ее достижении уходит на покой, он может заболеть, умереть, впасть в депрессивное состояние. Это объясняется тем, что во время напряженной длительной работы вырабатывается особая энергия, которая с прекращением такой работы превращается в «яд» для организма. Поэтому для поддержания творческого тонуса необходимо ставить перед собой все более сложные и новые цели, задачи. Именно поэтому сохранялся творческий потенциал у великих творцов разных эпох до конца их жизни. Включение эмоциональной поддержки для рабочего тонуса в процессе деятельности очень важно. Такая эмоциональная поддержка возникает не только от успешности выполнения деятельности, но и от появления новых задач, открытий, происходящих в процессе ее осуществления, т. е. включения творческого поиска.
Кроме того, существуют индивидуальные особенности волевой саморегуляции, природу которых необходимо учитывать в поиске индивидуального стиля деятельности.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание