Операции мышления и форма мышления.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
1. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью. Нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи. Сравнение - элементарная первичная форма познания. На основе сравнения делаются обобщения.
2. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленной расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Анализ может быть и мысленным выделении в целом его отдельных свойств. Признаков, сторон. Анализ возможен не только при восприятии предмета или явления, но при воспоминании о них.
Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Если анализ дает знания отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
3. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
4. Обобщение и конкретизация – тесно связаны между собой.
Обобщение - свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидеть будущие, ориентируется в конкретном. Элементарные обобщение совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т.е. на основе абстракции.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Конкретизация играет существенную роль в объяснении.
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различают три формы мышления - понятие, суждения и умозаключения.
- понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном виде. Понятие - более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.
- суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Суждение такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-либо предмет или явление - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем. Суждение может быть истинными, ложными или предположительными..
- умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек , сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Таким образом, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений и умозаключений и понятий.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.