Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
Восприятием называют психические процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя.
В основе восприятия лежат ощущения. Без ощущений невозможно восприятие, но восприятие так же включат в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.
В зависимотси от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Существуют и сложные виды восприятий, которые представляют собой комбинации, сочетание различных видов восприятия. К сложным видам относятся например восприятие пространства (для восприятия пространства, человек основывается на зрительные, слуховые, кожные и двигательные ощущения) восприятие времени ( при восприятии времени помимо слуховых и зрительных ощущений, большую роль играют еще и двигательные, внутренние и органические ощущения).
Восприятие человека зависит от психических особенностей личности.
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. В нем отсутствует волевая активность, поэтому оно называется непроизвольном. Преднамернное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним (например просмотр выставки). Оно может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение
Основными свойствами восприятия являются:
- избирательность восприятия – основывается на выделении человеком объекта (предмета) восприятия, все остальное для человека остается фоном (второстепенным). Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции. Апперцепция это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств. При восприятии чего-либо человек всегда выражает определенное отношение к объекту или предмету.
- иллюзии восприятия – происходит при так называемом обмане органов чувств. Наиболее распространенным является обман зрительного восприятия. Так например работа фокусника, применение расцветки ткани при шитье. Но бывают так же обманы и других органы чувств: например вкусовые чувства – если съесть кусочек лимона, и запить не очень сладким чаем, то чай будет казаться намного слаще. Так же иллюзия восприятия может возникать под влиянием сильных эмоций. Например в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень за зверя).
Истинность восприятия проверяют практикой.
Таким образом, восприятие тесно связано с прошлым опытом человека. Всякое явление в процессе восприятия понимается с точки зрения уже имеющихся знаний, опыта. Что дает возможность включить новое знание в систему уже имеющихся знаний.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.