Внимание. Свойства. Виды.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объекты внимания – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание – это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.. Различают внимание внешнее (направленное на окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли). В основе внимания всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта.
Внимание является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
- Непроизвольное внимание возникает само по себе, без всякий усилий со стороны человека.
- Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которого требует сосредоточенности. Иногда произвольное внимание переходит в так называемое послепроизвольное внимание – одним из условий перехода является интерес к определенной деятельности.
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все свойства могут проявляться во всех видах внимания.
- Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Степень или сила сосредоточенности – концентрация или интенсивность внимания. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
- Устойчивость – это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Противоположностью является неустойчивое внимание. У разных людей устойчивость внимания различна, но она может колебаться и одного человека в зависимости от осознания цели деятельности и ее значимости.
- Объем это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем обычно колеблется у взрослых – от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.
- Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Умение распределять внимание у людей различно. Данное умение развивается постепенно с возрастом.
- Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением. Которое выражается в волевом усилии. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека.
Противоположностью внимания является рассеянность, которая может быть результатом неустойчивости, слабости внимания или проявляется когда человек очень сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности.
Таким образом, внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.