logo search
Л

14.4. Декоративное искусство

Декоративное искусство (от лат. decoro — украшаю) включает в себя разные формы: монументально-деко­ративное, прикладное, оформительское искусство и дизайн как конструирование и проектирование новых форм предметной среды. Объектом творчества во всех случаях является создание красоты, совершенствова­ние утилитарных качеств объектов и конструирование и моделирование новой их формы.

Если при выполнении всех предшествующих за­даний ведущим при интеллектуальном настрое на твор­чество был анализ самой целевой установки, «для чего» предназначен конкретный вид изоискусства, то в де­коративном искусстве ответ является единым — вне­сение во все сферы окружающей среды новых форм красоты, гармонии и совершенства в соответствии с запросами людей конкретной эпохи и времени.

Для этого, прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое красота, какова природа вызываемого ей эстетического чувства и на чем может строиться пробуждение творческого начала и создание новизны в самом древнем виде изобразительного искусства.

Известно, что красота затмевает смысл, поскольку она, вызывая положительные эмоции, делает ненуж­ным рациональное планирование на преобразование, как это бывает при встрече с безобразным, вызываю­щим отрицательные эмоции. Красота самоценна, как сама жизнь. Если вернуться к законам жизни, то все, что в окружающей действительности способствует ее сохранению, воспроизведению, объединению и совер­шенствованию — воспринимается как прекрасное и сопровождается положительными переживаниями.

Как уже говорилось выше, процесс восприятия включает сопоставление заложенных в памяти моделей. Модели прекрасного формируются в мозгу чело­века двумя способами.

Одни из этих моделей генетически обусловлены, т. е. биологически значимы, заложены в программу созревания человека, как эталон для лучшей адапта­ции к среде и сохранению жизни, а другие — форми­руются в онтогенезе под влиянием жизненного опыта, обучения, воспитания и направленного развития.

Развитие чувства прекрасного происходит лучше всего в сравнении и сопоставлении сначала контрас­тном — прекрасного и безобразного, наподобии того, как строятся сказочные образы, а затем на более тон­ких особенностях в росписи, орнаменте, дизайне.

В педагогической практике очень часто внушают ученикам, что показанная им роспись на поделке очень красивая, и они принимают это на веру. Однако само­стоятельно расписывая те же поделки, они либо пол­ностью копируют увиденное, либо делают нечто дале­кое от понимания прекрасного.

После показа контрастов полезно проводить срав­нение посредственного, стандартного с оригинальным и уникальным.

Неразвитый эстетический вкус проявляется в пред­почтении резких цветовых и тоновых отношений. В де­коративном искусстве это особенно важно, поскольку эти отношения меняются в зависимости от размера, формы, вида декоративного искусства. Один и тот же черный цвет в сочетании с красным и золотым произ­водит разный эстетический эффект в зависимости от сочетания оттенков. Поэтому первый объект трениров­ки — тонкость дифференцировки, которая является ос­новой дальнейшего творчества в области декоративно­го искусства.

Для развития тонкости дифференцировки очень полезно использовать в первую очередь все основные формы языка изобразительного искусства. И если при рисовании с натуры или по представлению нужно сначала учиться видеть различия между стеклянной, деревянной и оловянной линией, различия в оттенках, в форме и пространственном расположении, то в де­коративном искусстве существует свой, условный язык, основанный на преобразовании и стилизации природ­ных форм.

Специфика линий, цветовых отношений, форм, композиционных построений, стилизаций в каждом виде декоративного искусства должна дифференциро­ваться, чтобы вычленить изменяемые, преобразуемые, комбинируемые элементы для создания новой формы.

Красота неизбежно связана с целесообразностью, практической необходимостью и нестандартностью, элементом новизны. Поэтому в обучении данному виду изоискусства развитие творческого начала имеет особую значимость.

Во всех случаях на занятиях декоративным искусством объектом тренировки являются основные творческие операции — изменение, преобразование, создание новых форм за счет комбинаций старых. И во всех случаях эти операции направлены на совершенство­вание внешней формы.

Новым в искусстве является идея, содержание, которая порождает поиск новой формы.

Красота — это термин или понятие, обозначающее переживание человека при контакте его с окружаю­щей действительностью. Психологически грамотнее было бы говорить не о красоте, а о переживании кра­соты. Подобные переживания возникают при воспри­ятии или при элементарных ощущениях от внешнего мира. Возникает вопрос, чем же ощущение прекрасно­го в искусстве отличается от обычных восприятий или ощущений?

Прежде всего в том, что в восприятии произведе­ния искусства на уровне сознания или подсознания включается оценка мастерства художника, который смог это придумать и сделать. Второе что важно — это ощущение прочности и долговечности созданной кра­соты; в природе же все мимолетно и изменчиво.

Кроме того, восприятия и ощущения базирующего­ся на процессе сравнения декоративности предмета или дизайна с существующей в памяти человека моделью этого предмета или декора. Переживание красоты воз­никает в том случае, если воспринимаемый объект со­впадает или по каким-либо параметрам превосходит существующие в памяти модели прекрасного. В декора­тивном искусстве это может быть новое назначение объекта, например создание дизайна для комнаты, для развития творческих способностей через разные фор­мы творчества (гео-, био-, социотворчества).

Декоративное искусство базируется на творческих операциях:

а) изменение. Анализ любого объекта — линии, ве­точки, растения и пр. с задачей того, что должно быть изменено в объекте, чтобы стать орнаментом, украшения конкретного предмета. Форма и ритм;

б) преобразования, которые необходимо сделать с ве­точкой или листочком, чтобы придать им декора­тивную форму. Линейное упрощение, цвет;

в) выбора сочетания, комбинации формы и цвета, которые вызывают приятные ощущения, могут ук­расить предмет;

г) определение формы и назначения предмета, пост­роение декоративного рисунка.

Декоративное искусство, как и освоение языка изобразительного искусства, очень способствует овла­дению творческими операциями.

Занятие лепкой и скульптурой помогают форми­рованию навыка «невидимое делать видимым», по­скольку тело является тем «опознавательным» знаком, с которого начинается интуитивное понимание чело­веческой сущности. Кроме того, мышечный тонус, вес тела, центр тяжести, жесты и мимика являются пер­вым и наиболее понятным языком общения и в жизни, и в изобразительном искусстве.

Все эти соотношения строения тела и характера имеют большое количество литературных источников, разобраться в которых необходимо каждому художни­ку, независимо от того, собирается он развивать твор­ческие способности или нет.