Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст это дети от 6-7 лет до 10-11.
С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Это связано с тем, что свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать ребенка: интересоваться оценками, проверять домашние задания. В этот момент происходит перестройка социальных отношений. Если в дошкольном возрасте у ребенка было две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь система отношений «ребенок – взрослый» разделяется на две части «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».
Изменение социальной ситуации приводит к изменению эмоционального состояния ребенка, повышается психическая напряженность, что отражается и на физическом здоровье и на поведении.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте учебная. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. На начальных этапах учебная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика.
Но в младшем школьном возрасте помимо учебной деятельности, еще есть и игровая и трудовая деятельность. При это игровая деятельность отличается от той, что была в дошкольном возрасте, на нее влияет учебная деятельность. В характере игровой деятельности происходят изменения: возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные). В этом возраст игра носит скрытый характер, т.е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация0. Кроме того, игра начинает подчиняться игровой деятельности. Тем не менее для младшего школьника игра очень важна, поскольку она позволяет сделать смысл вещей более явным, овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Учебная деятельность так же связана с трудовой. Участие детей в друдовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний.
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
- В этом возрасте происходят большие изменения в познавательной сфере ребенка. Память ребенка приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания6 от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления разных частей материала.
- На начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Поэтому в этом возрасте происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом.
- Учебная деятельность способствует развитию у детей младшего школьного возраста воли, т.к. учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на неинтересных вещах.
- основной вид мышления в данном возрасте наглядно-образное, но процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Таким образом, наглядно-образное мышление постепенно сменяется словесно-логическим мышлением.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Младший школьный возраст начинается как правило с кризиса семи лет, причинами данного кризиса становятся личностное развитие и появление самосознания.
Основные признаки кризиса семи лет:
потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строго и т.д.
Симптом «горькой конфета». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.