logo search
псих3

Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.

Подростковый возраст от 10-11 до 14-15 лет.

Социальная ситуация подросткового возраста представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. В этом возрасте по иному стоятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизни перемещаются из дома в внешний мир, отношения со сверстниками строятся на серьезном уровне.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожими на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически и т.д.)

В подростковом возрасте происходят изменения на психологическом уровне:

- происходит перестройка памяти – начинает активно развиваться логическая память, постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти.

- происходить отношение между памятью и мышлением – для подростка мыслить – значит вспоминать, а вспомнить – значит мыслить. Для того чтобы запомнить, материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

- происходят изменения в чтении, монологичекой и письменной речи – чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь – от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная – от изложения к сочинению. Речь становится богатой.

- мышление становится теоретическим, понятийным. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.

- в этом возрасте возникает потребность в общении и дружбе, в доверительных отношениях. Появляется стремление к риску.

В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Снижается устойчивость к стрессам, подростки могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными, отношения со сверстниками строятся как равноправные. Подростки предпочитают проводить время со сверстниками. Они объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты; товарищеские (способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками); дружеские (позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера).

Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план, Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др.

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности; самоопределение.

Кризис в данном возрастном периоде приходится на возраст 12-14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

В период подросткового кризиса происходят поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Многие из любопытства начинают пробовать алкоголь, наркотики, начинают курить.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Проявляется негативизм, который выражается у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями.