logo search
псих3

Особенности мышления дошкольников.

Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления. К концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации, что также ведет к восприятию окружающего мира с позиций объективности.

Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.

Мышление в своем развитии проходит следующие этапы:

  1. совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения,

  2. улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

  3. начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

В дошкольном возрасте происходит развитие логического мышления, происходит процесс формирование внутреннего плана действий. Поддьяков выделил шесть этапов развития:

1. сначала ребенок с помощью рук манипулирует предметами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

2. продолжая манипулировать предметами, ребенок начинает использовать речь, но пока еще только для называния предметов, хотя уже может словесно выразить результат выполненного практического действия;

3. ребенок начинает мысленно оперировать образами. Происходит дифференциация во внутреннем плане конечной и промежуточных целей действия, т.е. он в уме выстраивает план действий и при выполнении начинает рассуждать вслух;

4. задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану;

5. ребенок сначала продумывает план решения задачи, мысленно представляет этот процесс и только потом приступает к его выполнению. Цель данного практического действия состоит в подкреплении найденного в уме ответа;

6. задача решается только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения, без последующего подкрепления действиями.

В дошкольном возрасте начинают развиваться понятия. Развитие понятий идет параллельно с развитием мышления и речи.