Образное виденье
Эмпатическое вживание в объект способствует формированию образного виденья. При этом сам объект, его внешняя форма, порождает множество ассоциаций с человеческими характерами, образами, типами. После вживания в чайник студентам было предложено создать на его основе человеческие образы. Как видно из рисунков, образы были самыми разнообразными — и танцующей женщины, и проповедника, и воина, и пр.
Образное виденье базируется на акцентуации какого-либо качества, яркая выраженность которого подчиняет все остальное в человеке — и поведение, и общение, и деятельность. В литературе они четко и разнообразно показываются в разных ситуациях и действиях. В изобразительном искусстве все это концентрируется в статической позе, где каждый жест имеет смысловой оттенок. Например, рука, поднятая вверх, как носик чайника, а вторая — упершаяся в бок, дают определенный образ человека. Но если одна или другая рука будет опущена, то это уже будет совсем другой образ. На заданиях такого типа, когда при свободном превращении любого предмета в образ можно менять детали и предавать новый смысл образу, учащиеся легко усваивают сущность образного начала в изобразительном искусстве.
Такими же образами могут быть и целые картины, если в них есть акцентуация состояний или каких-либо качеств. Например, один из студентов изобразил «Ад» в виде каменных лабиринтов, а «Рай» — в виде ребенка в утробе матери.
Таким образом, подготовка к рождению идеи и замысла связана с созреванием и развитием процессов, определяющих художественно-творческий контакт со средой и смысл самой деятельности. Это и высокая чувствительность и качества восприятия, эмоциональный контакт со средой, и владение инструментами интеллектуального познания реальности, и владение операциями творчества. Подготовительная фаза — это настройка всех струн, которая необходима для начала игры на творческой ноте.
Продуктом поисковой фазы является замысел, постановка конкретной задачи и ответ на вопросы: «Что новое я должен освоить?», «Для чего?», какие мысли и чувства я собираюсь передать зрителям и «Как?» мне это сделать. Такой настрой сначала надо делать на уровне сознания, а затем это станет автоматизмом.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание