Аналитическое, смысловое виденье
Сущностно-смысловое виденье является особенно тонким и необходимым инструментом при создании художественных произведений, когда художнику удается придать новый смысл хорошо знакомому предмету, явлению, действию.
Овладевая принципом глубинно-смыслового анализа, художник расширяет свои возможности к легкому виденью новых смыслов в объектах.
Смысл всегда имеют предметы, сделанные человеком, его поступки, действия, профессиональная деятельность и ее продукты. Смысл всегда отвечает на вопрос «для чего». На примере чайника для заварки посмотрим принцип смыслового анализа.
Смысл чайника для заварки как предмета ясен каждому. А вот когда исторически в нем появилась необходимость, что обязательно должно было предшествовать его появлению (огонь, посуда), когда и для чего был открыт чай как напиток, что подсказало создание всех его элементов: носика, ручки, крышки, а так же выбор материала для его изготовления? Как говорят ученые, смысловой анализ одного предмета раскроет историю человеческой мысли, сущности творческого процесса больше, чем теория и практика простого копирования реальности.
Помимо широты мышления, смысловое виденье лежит в основе развития способности к овладению логическими мыслительными операциями, которые являются инструментами познания. Кроме того, раскрываются перед мысленным взором все творческие операции, в основе которых лежит контакт со средой и просматриваются варианты подсказок для решения проблемных задач.
Визуальный контакт с предметной средой, познание человека, подводит к появлению особого, духовного контакта с людьми, будущими зрителями и читателями.
Развитие художественного восприятия совпадает с овладением всеми навыками познания реальности, поскольку само оно базируется на восприятии. Чтобы познать мир, мы должны увидеть его, понять и проникнуть в природу и скрытую его сущность. Сочетание чувственного познания с интеллектуальным необходимо для того, чтобы сделать невидимое видимым. Чувства, мысли, отношения, состояния сами по себе невидимы, и показать их можно только с опорой на интеллектуальный поиск скрытых сущностных явлений и передачи их в воспринимаемой форме.
Отсюда развитие художественного восприятия идет поэтапно, с включением мыслительных операций (анализа, синтеза, абстракции, обобщения), являющихся инструментом всех видов познания.
Тренировка не требует специальных упражнений, она должна проходить по возможности на всех занятиях, связанных с работой с натуры.
Семантический анализ объектов возможен только при овладении инструментом познания — всеми логическими операциями — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые будут рассмотрены ниже.
Отработка познавательных мыслительных навыков через восприятие
Когда студентам было дано задание изобразить каждый из этих процессов, то большинство из них продемонстрировало простое непонимание этих мыслительных операций. Например, анализ изображали как простое деление на части.
Большую роль играет отработка основных мыслительных операций, являющихся инструментом познания, включением их в процесс формирования разных качеств восприятия. Очень важно, чтобы ученики знали принципы и функции каждой мыслительной операции. Анализ как мысленное разделение любого предмета на составляющие элементы первоначально должен проходить по одному основанию: при освоении языка изобразительного искусства — через специфику линий, форм, цветовых отношений, при развитии объемного восприятия — через обращение к органам чувств. После овладения приемами анализа можно приступать к более всестороннему и глубокому анализу как средству пробуждения творческой подсказки. «Глубина анализа» достигается тем, что в него включается, помимо одного основания для анализа, множество других: назначение, происхождение, функции, качества и свойства объекта (тонуть, гореть), возможные трансформации, использования с разным назначением. Синтез сначала происходит как отнесение его составляющих к разным категориям, а затем может вступать как творческий процесс, как объединение с новыми объектами или их частями.
Абстракция как вычленение некоторого качества, общего для всех предметов (цвет, форма) или группы предметов (мягкость, твердость), человеческих поступков, качеств (мужество, доброта). Так, сопоставление абстрагированного качества — «твердость» — в камне, дереве, человеке, которое давалось как задание студентам для нахождения способов изображения, показало яркие образцы индивидуальных находок (см. рис. 22).
Рис. 22. Твердость и мягкость
Обобщение как самостоятельное улавливание и открытие законов профессионального мастерства, природы, общества. Помогают развитию способности к обобщению через восприятие только направленная тренировка и четкая задача (поставленная педагогом или самим человеком). Существует два типа обобщения и умозаключения — индуктивное и дедуктивное. Индуктивное обобщение идет от частного к общему и базируется на виденьи повторяющихся связей между предметами и явлениями. Например, нестандартное задание вызывает больший творческий потенциал, чем стандартный. К такому выводу можно подвести учащихся сравнением выполнения разных типов заданий.
Второй тип обобщения — дедуктивный, когда общие законы переносятся на частное. Например, «Человеческий мозг — творческий орган. Я, человек, следовательно мой мозг может работать творчески.»
Именно на контакте с действительностью, через восприятие ее и познание закономерностей в ней существующих, формируется мировоззрение художника, происходит открытие своей индивидуальности, возникают творческие проблемы, рождаются идеи и замыслы, которые являются «продуктом» подготовительной фазы.
Наряду с перечисленными формами контакта с миром существуют операции, которые являются творческими. Это преобразующее, синтетическое и образное виденье, которые также требуют тренировки и развития.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание