logo search
Л

Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию

Оно начинается с регресса к восприятию детей. Ребенок познает предметы и игрушки при помощи всех анализаторов — тянет в рот, ощупывает, трясет, пыта­ется разломать на части, бросает, т. е. стремится узнать все свойства и качества предмета. Такое объемное восприятие сменяется затем схематичным опознани­ем предмета. Ребенок уже в начальной школе переста­ет воспринимать конкретный предмет. Даже при рабо­те с натуры он начинает изображать некоторую схему предмета по памяти. В памяти у ребенка хранится свое­образная схема постоянно встречающихся ему пред­метов, и он начинает опознавать их, не вдаваясь в де­тали, а затем также изображать их.

Большинство школьников начальных классов рису­ют, например, деревья в виде зеленых шариков, наде­тых на коричневые вытянутые треугольники. А при лепке с натуры животных они упорно не видят строе­ния задних лап и лепят их как передние.

Преодоление константности восприятия и виденье конкретных особенностей натуры — это основа изоб­разительного мастерства и начало ухода от стандарта и шаблона. У ребенка впервые показанная ему флейта игра на ней не вызывают ничего, кроме любопытства, желания ее пощупать, когда же взрослый начи­нает дуть в его бутылочку для молока, и она издает звук — это вызывает восторг малыша. Он в хорошо зна­комом предмете открывает новое качество, новый смысл.

Включение других анализаторов, как показывают эксперименты, помогает виденью конкретного и непов­торимого в объекте, находить новый смысл.

Формирование объемного восприятия направлено на включение разных анализаторов при рассмотрении объекта изображения. Первичное познание мира ре­бенком сопровождается включением разных анализа­торов. Ребенок не только зрительно воспринимает объект, он его ощупывает, трясет, тянет в рот, стучит им о кроватку, бросает на пол, т. е, пытается со всех сторон познать его свойства.

В дальнейшем, зрительно воспринимая любой объект, на уровне подсознания мы знаем все его качества и латентные свойства, связанные с другими ана­лизаторами. Например, воспринимая яблоко, мы зна­ем, какой у него запах, вкус, какой он на ощупь, как он может хрустеть на зубах и пр. Выбирая яблоко, мы ориентируемся на его внешние признаки — форму, цвет, размер. То же «объемное знание» касается и любых предметов.

Рисуя с натуры, очень важно включать анализ всех качеств предмета, независимо от характера объекта. Пытаясь представить объект на ощупь, как он может звучать, каков он на запах и на вкус, наряду с анали­зом линий, форм, цвета, вы входите в предмет с раз­ных сторон, и он наполняется жизнью, приобретает особую художественную образность и силу. Как писал П.Сикорский, основа художественности кроется во включении разных анализаторов при изображении любого объекта.

Одновременно ученик учится процессу мыслитель­ного анализа, разложению объекта на видимые и скры­тые качества, которые происходят через отнесение выделенных элементов к разным категориям качеств, т. е. интеграцию с ними. Чем с большим количеством категорий синтезируются и интегрируются отдельные качества и свойства объекта, тем полнее его анализ и возможность увидеть его с новой стороны.

Развитие конкретности восприятия. Конкретность восприятия противоположна константности, т. е. посто­янству и стандартности виденья.

Конкретность восприятия проявляется в том, что человек видит не вообще зеленую траву, а конкретные ее оттенки при разных освещениях, не опознает общую схему предмета или человека, а способен видеть их индивидуальные особенности и те изменения, которые происходят с ними в зависимости от окружения и ситуации. Такое конкретное виденье особенно важно в искусстве, где изображения принцессы на фоне помойки или на троне в корне меняет смысловое зву­чание произведения.

Конкретность восприятия, умение видеть все от­тенки цвета в зависимости от освещения, рефлексов от окружающих предметов, особенностей фактуры материала — лежит в основе овладения изобразитель­ными навыками, входит в программу обучения.

Для развития художественно-творческого воспри­ятия необходимы включение сравнительного анализа и поиска по принципу «Что будет, если...», опора на константность восприятия, т. е. локальные тона, или передача их конкретно при выполнении того или ино­го задания.

Учащиеся должны убедиться и прочувствовать, что локальные тона придают декоративную условность в изображении, а колористическое решение определяет правдоподобие в передаче объектов.

Без направленного развития восприятие становит­ся схематичным, стандартным, человек начинает ви­деть только общее, но не индивидуальное и особенное в объектах и отношениях реальности.

Художественное виденье начинается с ориенти­ровки на новое и нестандартное в окружающей среде. Чуткость к изменениям, преобразованиям, новым со­четаниям в обстановке, характерах людей, отношени­ях между ними, к появлению новых социальных харак­теров — тренируемое качество.