Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
Оно начинается с регресса к восприятию детей. Ребенок познает предметы и игрушки при помощи всех анализаторов — тянет в рот, ощупывает, трясет, пытается разломать на части, бросает, т. е. стремится узнать все свойства и качества предмета. Такое объемное восприятие сменяется затем схематичным опознанием предмета. Ребенок уже в начальной школе перестает воспринимать конкретный предмет. Даже при работе с натуры он начинает изображать некоторую схему предмета по памяти. В памяти у ребенка хранится своеобразная схема постоянно встречающихся ему предметов, и он начинает опознавать их, не вдаваясь в детали, а затем также изображать их.
Большинство школьников начальных классов рисуют, например, деревья в виде зеленых шариков, надетых на коричневые вытянутые треугольники. А при лепке с натуры животных они упорно не видят строения задних лап и лепят их как передние.
Преодоление константности восприятия и виденье конкретных особенностей натуры — это основа изобразительного мастерства и начало ухода от стандарта и шаблона. У ребенка впервые показанная ему флейта игра на ней не вызывают ничего, кроме любопытства, желания ее пощупать, когда же взрослый начинает дуть в его бутылочку для молока, и она издает звук — это вызывает восторг малыша. Он в хорошо знакомом предмете открывает новое качество, новый смысл.
Включение других анализаторов, как показывают эксперименты, помогает виденью конкретного и неповторимого в объекте, находить новый смысл.
Формирование объемного восприятия направлено на включение разных анализаторов при рассмотрении объекта изображения. Первичное познание мира ребенком сопровождается включением разных анализаторов. Ребенок не только зрительно воспринимает объект, он его ощупывает, трясет, тянет в рот, стучит им о кроватку, бросает на пол, т. е, пытается со всех сторон познать его свойства.
В дальнейшем, зрительно воспринимая любой объект, на уровне подсознания мы знаем все его качества и латентные свойства, связанные с другими анализаторами. Например, воспринимая яблоко, мы знаем, какой у него запах, вкус, какой он на ощупь, как он может хрустеть на зубах и пр. Выбирая яблоко, мы ориентируемся на его внешние признаки — форму, цвет, размер. То же «объемное знание» касается и любых предметов.
Рисуя с натуры, очень важно включать анализ всех качеств предмета, независимо от характера объекта. Пытаясь представить объект на ощупь, как он может звучать, каков он на запах и на вкус, наряду с анализом линий, форм, цвета, вы входите в предмет с разных сторон, и он наполняется жизнью, приобретает особую художественную образность и силу. Как писал П.Сикорский, основа художественности кроется во включении разных анализаторов при изображении любого объекта.
Одновременно ученик учится процессу мыслительного анализа, разложению объекта на видимые и скрытые качества, которые происходят через отнесение выделенных элементов к разным категориям качеств, т. е. интеграцию с ними. Чем с большим количеством категорий синтезируются и интегрируются отдельные качества и свойства объекта, тем полнее его анализ и возможность увидеть его с новой стороны.
Развитие конкретности восприятия. Конкретность восприятия противоположна константности, т. е. постоянству и стандартности виденья.
Конкретность восприятия проявляется в том, что человек видит не вообще зеленую траву, а конкретные ее оттенки при разных освещениях, не опознает общую схему предмета или человека, а способен видеть их индивидуальные особенности и те изменения, которые происходят с ними в зависимости от окружения и ситуации. Такое конкретное виденье особенно важно в искусстве, где изображения принцессы на фоне помойки или на троне в корне меняет смысловое звучание произведения.
Конкретность восприятия, умение видеть все оттенки цвета в зависимости от освещения, рефлексов от окружающих предметов, особенностей фактуры материала — лежит в основе овладения изобразительными навыками, входит в программу обучения.
Для развития художественно-творческого восприятия необходимы включение сравнительного анализа и поиска по принципу «Что будет, если...», опора на константность восприятия, т. е. локальные тона, или передача их конкретно при выполнении того или иного задания.
Учащиеся должны убедиться и прочувствовать, что локальные тона придают декоративную условность в изображении, а колористическое решение определяет правдоподобие в передаче объектов.
Без направленного развития восприятие становится схематичным, стандартным, человек начинает видеть только общее, но не индивидуальное и особенное в объектах и отношениях реальности.
Художественное виденье начинается с ориентировки на новое и нестандартное в окружающей среде. Чуткость к изменениям, преобразованиям, новым сочетаниям в обстановке, характерах людей, отношениях между ними, к появлению новых социальных характеров — тренируемое качество.
- Раздел I. Психологические основы творчества
- Глава 1. Понятие творчества и его общие проявления
- Проявления творчества в разных видах материи
- Общие механизмы творчества
- Специфика творчества человека
- Побудительные силы творчества
- Глава 2. Творчество как необходимость
- Глава 3. Спонтанное проявление творчества
- 3.1. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте
- 3.2. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества
- Социальные потребности
- Духовные потребности
- Глава 4. Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт
- 4.1. Виды деятельности и творчество
- Специфика художественно-творческой деятельности
- 4.2. Творчество как процесс
- Фазы творческого процесса
- 4.3. Творчество как продукт
- Глава 5. Креативность как личностная способность к творчеству
- Основные различия между творчествам и креативностью
- Раздел II. Структура и природа творческих способностей
- Глава 6. Природа индивидуальных различий в творческих способностях
- 6.1. Структура индивидуальности
- 6.2. Понятие способностей
- Глава 7. Нейрофизиологические задатки и их роль в формировании творческих способностей
- 7.1. Общие законы высшей нервной деятельности
- 7.2. Индивидуальные различия в нейрофизиологических задатках
- 7.3. Подвижность и динамичность нервной системы
- 7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии
- Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства
- 8.1. Функции эмоций
- 8.2. Общие законы эмоций
- 8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере
- 8.4. Чувства и законы их развития
- 8.5. Формирование высших чувств
- Моральные чувства
- Эстетические чувства
- Глава 9. Волевая саморегуляция
- 9.1. Понятие волевой саморегуляции
- 9.2. Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
- 8.3. Индивидуальные различия в особенностях волевой саморегуляции
- Глава 10. Познавательные процессы
- 10.1. Формы художественно-творческого познания
- 10.2. Процесс ощущения
- Структура анализаторной системы
- Функции ощущений
- Ощущение и творчество
- 10.3. Восприятие
- Целостность восприятия
- Осознанность восприятия
- Творческое восприятие
- Специфика восприятия произведений изобразительного искусства
- 10.4. Память и творчество
- Роль памяти в изобразительной деятельности
- Процесс запечашния и запоминания
- Механизм запечатления
- Словесно-логическое запечатление
- Произвольное запоминание
- Произвольное художественно-творческое запоминание
- Процесс хранения информации
- Воспроизведение
- 10.5. Творческое воображение
- Функция воображения разнообразна
- Механизмы воображения
- 10.6. Мышление и творчество
- Структура мыслительных способностей
- Специфика художественно-творческого мышления
- Наглядно-действенное мышление
- Глава 11. Социальные способности
- 11.1. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций
- 11.2. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
- Раздел III. Принципы и методы развития креативности
- Глава 12. Развитие и его природа
- 12.1. Понятие развития и его законы
- Законы развития
- 12.2. Формы развития
- 12.3. Главные объекты развития креативности
- 12.4. Условия развития творчества в процессе обучения
- Глава 13. Развитие творческих умений по фазам
- 13.1. Первая, подготовительная фаза
- Овладение языком изобразительного искусства
- 13.2. Развитие художественного восприятия Контакт со средой
- Чувственный контакт со средой
- Формирование способности к «объемному», аналитическому восприятию
- Развитие способности к виденью нового
- Аналитическое, смысловое виденье
- Тренировка преобразующего виденья
- Образное виденье
- 13.3. Вторая, поисковая фаза
- 3.4. Исполнительная фаза
- Управление движениями руки
- Эмоционально-образная координация движений руки
- Развитие творческой работосоособности
- Глава 14. Методы включения творческих решений в конкретные виды изобразительных заданий
- 14.1. Работа с натуры
- Работа с натуры на пленэре
- Натурный портрет
- Образное виденье
- 14.2. Тематическое рисование
- 14.3. Иллюстрация литературных произведений
- 14.4. Декоративное искусство
- Список рекомендуемой литературы Обязательная литература:
- Дополнительная литература:
- Приложение Наглядное пособие для определения и понимания сущности изобразительного творчества
- Содержание