logo search
псих3

Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметов возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т.д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек. Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоение знаний, ведущих факторов развития личности и т.д.

Основные методы исследования в возрастной психологии заимствованы из общей, дифференциальной и социальной психологии:

- наблюдение – основной метод при работе с детьми, т.к. тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения.

Наблюдение начинается с постановки цели, составление программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ждать. Наблюдения проводятся регулярно, чем меньше ребенок, тем должен быть меньше интервал между наблюдениями, это связано с быстротечными изменениями в психике ребенка.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела.

- опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода следует учитывать правильность понимания детьми вопроса, т.к. у детей система понятий существенно отличается от той, которой пользуются взрослые, поэтому дети могут в задаваемые вопросы вкладывать иной смысл.

- эксперимент – является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

- срезы – делятся на поперечные и продольные.

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей с помощью определенных методик исследуются какой-то параметр.

При использовании продольных срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течении длительного времени.

- тестирование – позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка.

- беседа – это получение сведений о ребенку при непосредственном общении с ним. Данный метод относится к эмпирическим.

- анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы.

- Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, сочинений и т.д. Благодаря данному методы можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики.