logo search
Л

8.1. Функции эмоций

Основные функции эмоций — активационная, регуляторная и информационная. Главной функцией эмо­ций является организация взаимодействия с окружа­ющей средой, адаптации к ней каждого конкретного индивида. Такое взаимодействие определяется внут­ренними и внешними факторами.

Первая функция эмоций — поддержание и сохра­нение жизни. В первую очередь каждый живой организм испытывает определенные потребности, удовлет­ворение которых зависит от окружающей среды. Все эти потребности, продиктованные законами жизни, описан­ными выше, являются внутренними побудителями ак­тивного взаимодействия со средой, опосредуются эмо­циями. Чувство голода, жажды толкает на поиск средств их удовлетворения. Возникшая потребность в воде или пище вызывает нервно-мышечное напряжение, сопро­вождаемое отрицательными переживаниями до тех пор, пока эта потребность не будет удовлетворена. Сня­тие нервно-мышечного напряжение сопровождается положительной эмоцией, чувством удовольствия.

Вторая функция эмоций — мобилизация дополни­тельных ресурсов при встрече с нестандартными ситу­ациями, которые могут носить сугубо личный или соци­ально и общественно значимый характер, например, война, стихийные бедствия, победа и пр. Функция эмо­ций в таких случаях заключается в генерализации воз­буждения, захватывающего интеллектуальную и дви­гательную сферу, что необходимо для осмысления происшедшего, а также для мобилизации мускульной энергии для бегства, борьбы, выражения радости, ликования. Эмоции разного знака — страха, радости, гнева, — неудовольствия и горя — вызывают разные по силе переживания и внешние двигательные выражения, что особенно чутко улавливают и передают художники.

Третья функция эмоций — коммуникативная, объе­диняющая людей. Эмоции лежат в основе объедине­ния людей, выбора партнеров, друзей, единомышлен­ников, в основе патриотизма, подвигов и пр. Не меньшую роль играет коммуникативная функция эмоций в ее мимическом и телесном проявлении. Эта первичная форма общения, сохранившаяся у животных, до сих пор не потеряла своего значения и у человека. «Языком эмо­ций» являются все телесные проявления — вес тела, поза, руки, мимика лица, их сочетание. Язык изобразительно­го искусства базируется на «языке эмоций», только пред­ставленном в статичной форме.

Особую роль играют эмоции в коммуникациях через сопереживание, эмпатическое виденье, когда человек принимает на себя переживания других лю­дей или включается в эмоциональный ритм окружаю­щих. Базируется такое сопереживание на резонансном принципе. Каждый эмоциональный центр в мозгу че­ловека имеет свою ритмическую конструкцию, при возбуждении которой происходит передача, наведение ритма на аналогичный центр в мозгу другого человека, и он начинает испытывать ту же эмоцию. Это побуж­дает не только к непосредственному сопереживанию и стремлению помочь конкретному человеку, но и це­лым народам и государствам.

На таких сопереживаниях базируется все искус­ство. Однако достигается такое сопереживание, в том случае, если художник опирается на общие законы эмо­ций. Кроме того, знание общих законов эмоций необ­ходимо для предвиденья реакции зрителей на содер­жание и форму подачи изобразительного материала.