logo search
псих3

Движущие силы психического развития.

Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Нельзя миновать ни один из этапов психического развития без ущерба для психического развития, личности в целом.

Основные движущие силы психического развития ребенка:

1. Появление противоречий между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. Это приводит к возникновению новых потребностей, появлению новых мотивов деятельности, перестройка деятельности, совершение перехода к новой стадии развития психической жизни ребенка, (например ребенок раннего возраста еще не владея речью пытается произносить слова, но окружающие не понимают его. Возникает противоречие между желанием ребенка что-то сказать, объяснить и неумением этого сделать. Данное противоречие разрешается через развитие речи ребенка).

Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность порождает новую, неудовлетворенная тормозит развитие.

2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности возрастного периода.

3. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития.

4. Все виды деятельности, которыми овладевает ребенок можно разделить на две группы:

- первая группа – это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов, норм отношений между людьми. Внутри данной группы ребенок осваивает навыки общения с окружающим миром и идет формирование мотивационно-познавательной сферы. К данной группе можно отнести следующие возрастные периоды: младенчество (ведущая деятельность – эмоциональное общение), дошкольный возраст (вед/дея-ть – игра) и подростковый возраст (вед/дея-ть – интимно-личностное общение)

- вторая группа – это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Ребенок усваивает способы действия с предметами окружающего мира, т.е. формируется операционно-техническая сфера. Данной группе можно отнести следующие возрастные периоды: раннее детство (вед/дея-ть – предметно-манипулятивная), младший школьный возраст (вед/Дея-ть – учебная) и старший школьный возраст (вед/дея-ть – учебно-профессиональная деятельность).

Эти типы деятельности сменяют друг друга

Таким образом, движущей силой развития и показателем его нормального протекания является удовлетворенность существующих у ребенка потребностей, рождение новой, появление условий для развития высших психических функций, переодическая смена ведущей деятельности ребенка.