logo search
псих3

Общая характеристика периода новорожденности.

Возрастной период новорожденности длится с момента рождения до появления «комплекса оживления» (4-6 недель), начинается данный период с кризиса новорожденности. Причинами этого кризиса психологи считают:

- физиологические – ребенок рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, попадает в другие условия (холод, воздушная среда, необходимость в смене питания)

- психологические – отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к поялвению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка обладает набором безусловных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный).

Перод новорожденности считается временем адаптации новым условиям к жизни.

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Но самым важным моментом в психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

В первую неделю жизни на лице новорожденного отмечаются движения, похожие на улыбку. Общение со взрослым происходит в первые недели следующим образом – у ребенка, который видит образ и слышит голос взрослого, возникает торможение общих движений, через 10 секунд появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Это считается проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Именно появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.

Таким образом, можно сказать что в период новорожденности, ребенку необходимо общение со взрослым. На сегодняшний день установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.